19 мая 2023
09:30
Место проведения
ФРИИ
Цифровые технологии в транспорте и логистике
19 мая на площадке ФРИИ Клуб 4CIO провел конференцию «Цифровые технологии в транспорте и логистике» — более 70 участников-представителей профильных компаний обсудили актуальные вопросы применения цифровых технологий, представили свои кейсы и определили точки роста отрасли.
Цифровые технологии в логистике позволяют оптимизировать цепочки поставок, прогнозировать техническое состояние транспорта, запускать технологии биометрической аутентификации и многое другое. О том, какие проблемы должны решать новые технологии в транспорте и на каком уровне цифровая трансформация сейчас — говорили участники конференции.
Конференция Клуба 4CIO — это не только обмен опытом и знаниями, такие камерные встречи дают возможность пообщаться в неформальной обстановке, познакомиться с коллегами по отрасли и запланировать новые встречи по актуальным вопросам.
Сергей Висленев, генеральный директор «РЖД — цифровые пассажирские решения», рассказал, какие усилия прикладывает холдинг РЖД для того, чтобы развивать решения пассажирской цифровизации, что получается, а что требует доработки. В частности, РЖД развивает мультимодальность в пассажирской среде, объединяя различные виды транспорта в единую систему и обеспечивая пассажиру поездку «от двери до двери». Мультимодальный билет — это комплексный продукт с использованием автодорожного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Например, если на определенном участке вашего маршрута отсутствует железнодорожное сообщение, то система предложит дополнить маршрут автобусным или водным транспортом. «Несмотря на то, что это долгая работа, требующая еще и законодательного регулирования, — она будет сделана», — отметил Сергей.
Артем Шаповалов, заместитель генерального директора «Цифровая Логистика», рассказал о создании электронной торговой площадки «Грузовые перевозки». Это цифровая экосистема, объединяющая более 140 поставщиков логистических услуг и 9000 клиентов из разных стран. ЭТП ГП позволяет заказать перевозку груза и отслеживать его перемещение, помогает привлечь финансирование под перевозку и дает возможность работать «без бумаг» — все расчеты и документооборот проводятся онлайн. «Безусловно, с учетом разворота на Восток — мы сталкиваемся с вызовами, не все наши перевозчики и поставщики соответствуют нужному уровню цифровизации, даже Китай не всегда готов к тем требованиям оцифровки бизнес-процессов, которые есть у нас», — отметил Артем.
Иван Мурыгин, руководитель по развитию продуктов и подконтрольных обществ «РЖД-Технологии», поделился опытом развития продуктовых компаний в рамках цифрового холдинга «РЖД-Технологии». Для активизации процесса разработки, привлечения и внедрения цифровых решений холдинг «РЖД» создал дочернюю структуру — «РЖД-Технологии», которая управляет несколькими ИТ-компаниями, при этом делится компетенциями и оказывает административную поддержку. Благодаря такому механизму компания может заниматься комбинированием активов, создавать совместные предприятия с владельцами передовых технологий и компетенций, оперативно реагируя на изменения потребностей РЖД. «Главной задачей на ближайшую перспективу является создание цифровой экосистемы, внутри которой обеспечивалось бы эффективное взаимодействие всех участников транспортной отрасли. Например, если мы говорим о международных перевозках — это интеграция таможенных систем сопредельных государств, цифровизация и унификация систем, позволяющих сделать взаимодействие между всеми участниками процесса максимально бесшовным», — рассказал Иван.
Вадим Табаков, руководитель направления транспорт компании Cloud, рассказал о новых возможностях цифровизации транспорта. Так, например, среди главных трендов отрасли Вадим отметил, что клиентский опыт станет восьмым правилом логистики: «Именно клиентский опыт преследует нас повсюду и позволяет повышать уровень предоставляемых услуг». Другие тренды, отмеченные Вадимом, — это переход к платформенным решениям, роботизация, а также переход к low-code и zero-code технологиям. Как отметил Вадим: «В каждой отрасли процесс цифровизации идет в своем темпе. Например, в прошлом году в авиаотрасли сложилась ситуация, что зарубежные сервисы бронирования билетов ушли, соответственно, компании очень быстро перешли на российские аналоги. Но такого экстренного перехода потребовала ситуация, так как не будет бронирований — не будет полетов. А, например, с системами ERP такая срочность не требуется, компании имеют временной задел, чтобы подготовить всю базу для перехода на российскую ERP-систему».
Вадим Орлов, руководитель группы консалтинга «Тераплан», поделился опытом создания платформы, которая позволяет повысить эффективность использования материальных и нематериальных активов в различных индустриях. Например, технология может быть применена для составления разного рода расписаний, оптимизации транспортной логистики, повышения утилизации подвижного состава, сокращения затрат на сервисное обслуживание и т. д. «Наши системы справляются со сложными комбинаторными задачами — допустим, мы хотим выполнить все рейсы, затратив наименьшее количество ресурсов. При этом у нас есть множество ограничений: определенное количество полетных часов для пилотов, обязательный отдых между рейсами, разные направления рейсов и прочее. Чем больше правил и ограничений, тем сложнее вести график в том же Excel. Наша система позволяет загрузить все правила и на выходе получить график, учитывающий все ограничения», — пояснил Вадим.
Также в рамках докладной части мероприятия своими практиками поделились другие эксперты: Андрей Сандак, операционный директор Anywash, показал, как корпоративные автопарки могут сэкономить 40% на обслуживании автомобилей при внедрении единого сервиса управления, Сергей Пашинский, директор ИТ-систем управления производством аэропорта Шереметьево, рассказал, что в своей работе Шереметьево активно внедряет инновационные решения. Система ГИС предназначена для отображения, анализа и управления объектами недвижимости аэропортового комплекса и других его активов. Сергей Жуков, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ЦУП авиакомпании «Сибирь (S7)», поделился своим взглядом на стратегические аспекты развития цифровизации в авиатранспортной отрасли — так, например, компания первой в мире запустила блокчейн-платформу для продажи билетов и систему предиктивного ремонта самолетов. Дарья Харченко, советник по вопросам образования ФРИИ, поделилась чек-листом проверки внутреннего продукта на предмет его готовности вывода на внешний рынок. Андрей Самарин архитектор платформы машинного обучения Cloud ML Space, и Дмитрий Гуреев, CDTO «Биовитрум», в своих докладах рассказали о возможностях применения ИИ и о том, как эти технологии меняют бизнес. На мероприятии присутствовали представители компаний «Р7-офис», BASIS, YADRO, INSPARK, ISS, Inex.
В рамках мероприятия был организован круглый стол «Перспективы развития ИТ в транспортной отрасли России», спикерами которого выступили Леонид Головин, советник по цифровой трансформации «Газпромтранс», Олег Смирнов, директор по ИТ «Никамед», Александр Феденко, директор ИТ «Новая вагоноремонтная компания», Дмитрий Чудинов, заместитель генерального директора «Почта России», Денис Ярыгин, управляющий директор «Домодедово ИТ сервис», Денис Еремеев, директор по ИТ «Спецэнерготранс». Участники отметили, что в настоящее время ситуация в отрасли нормализовалась, спрос на услуги и решения стабильно растет. Основные тренды — импортозамещение, безопасность, запрос на системы контроля состояния транспорта и предиктивного ремонта, а также сервисы для конечного потребителя.
Место
ФРИИ