22 декабря 2020
10:00
EPAM: трансформация управления в ИТ
Видеозапись прошедшего вебинара «ЕРАМ: трансформация управления в ИТ» с Владом Руппо:
С презентацией Влада можно ознакомиться здесь.
После небольшого представления ведущий открыл первый модуль своего выступления — «Аджайл умер? Да здравствует...», включавший в себя обзор успешности и целесообразности Agile-методологий в сравнении с традиционными «водопадными». При взгляде на представленные данные сложилось двоякое ощущение: с одной стороны, Agile-подход чаще водопадного приводит проекты к успешному завершению, а с другой, гибкие методологии часто не оправдывают возлагаемых на них надежд.
Дабы объяснить этот парадокс, Влад рассмотрел конкретный кейс неназванной компании, применившей гибкую методологию разработки и получившей на выходе неудовлетворительные показатели темпов внедрения изменений и уровня автоматизации продвижения кода. При более пристальном взгляде становится понятно, что корень проблемы лежит в неверном понимании (или вообще его отсутствии) термина Agile — что это такое? Это подход? Фреймворк? Или просто некий «дух разработки»?
Во втором модуле спикер ещё подробнее рассмотрел кейс индийского подразделения одного из крупнейших ИТ-вендоров, столкнувшегося с задачей повысить маржинальность бизнеса на 30% — чтобы помочь понять возможные ресурсы для достижения этой цели, Влад раскрыл использовавшуюся в компании модель разработки, которую он назвал очень хорошо организованным и отлаженным водопадом, где каждая команда разработчиков трудится над своим модулем, не будучи сильно мотивированными на качество конечного продукта. Также он отметил долгий релизный цикл — за время разработки успевали измениться потребности рынка, что нивелировало саму ценность продукта.
В результате после глубокого анализа ситуации было достигнуто понимание — проблема скрывалась в первую очередь в парадигме собственности процессов и подчинения. Соответственно, структурная проблема требовала смены парадигмы: предиктивная модель не позволяла в процессе разработки следить за меняющимися потребностями рынка, в отличие от адаптивной модели (в широком смысле так можно назвать Agile). Постоянная обратная связь, оперативная реакция на изменения, сдержанные управляющие воздействия и частые «выкаты» релизов для клиента — вот ключи к по-настоящему плотному взаимодействию с теми, кто в конечном итоге будет использовать продукт в работе.
Подробный рассказ о решении проблемы вы можете услышать на видео (честное слово, оно того стоит!), вкратце скажем лишь, что ведущий описал по-настоящему «магическое» решение — автономные кросс-функциональные команды, каждая из которых отвечает за свой модуль разработки (фичу), НО получает возможность менять функционал всего решения, учитывая не только свою часть, но и работоспособность продукта в целом. Таким образом решаются «политические» проблемы борьбы между независимыми командами и достигается целый ряд других преимуществ. Однако такой подход требует настоящей революции внутри компании — и переход к нему может стать очень и очень болезненным. Влад рассмотрел пример адаптивной организационной структуры, где команды объединяются в «трайбы», а функциональные сотрудники горизонтально относятся к «гильдиям» — такую структуру сложно описать в двух словах, но на слайде презентации видна красота и логичность этого подхода.
Четвёртый модуль рассматривал в первую очередь культурную составляющую — роли разработчиков, инженеров, менеджеров и ключевых руководителей в подобной структуре. Изменение структуры разработки подразумевает и смену модели управления ей — адаптивная модель нуждается в других специалистах-управленцах, и зоны ответственности между ними делятся иначе, а значит, с частью менеджеров приходится расстаться. Однако изменения не ограничиваются одним руководством: менять подход к работе приходится практически всем, привычные потоки взаимодействия тоже трансформируются — не каждый коллектив способен легко справиться с такой задачей.
Подробнее ознакомиться с рассказом Влада, горячими дискуссиями с аудиторией и обсуждениями после самого доклада можно на видео вверху страницы — не пожалейте времени, мероприятие получилось крайне интересным!