Регистрация
Отчет Фактические участники Партнеры Схема проезда Программа

29 ноября 2013













ИТ-Ассамблея 2013

5 декабря 2013 12787 3

29 ноября в великолепном зале ресторана «Москвич» открылась ИТ-Ассамблея, одно из важнейших мероприятий года в сфере ИТ – ведь именно здесь гуру информационных технологий делились собственными ощущениями, ожиданиями и мыслями касательно будущего года. Основная цель, которую ставили перед собой эксперты – выработать коллегиальное мнение по вопросу «Чего нам ждать от 2014 года».

После приветственного кофе и короткого выступления Феликса Карасева (Коммерческий директор Управляющего офиса Клуба 4CIO) открылся первый круглый стол, посвященный теме «ИТ-рынок 2014». Модератор секции Андрей Годунов обрисовал собравшимся повестку дня: прогноз на следующий год должен был содержать не только ожидаемую ситуацию на рынке. Также обсуждению подлежали основные технологические тренды, причем не только те, что предсказывают крупные аналитики, а также основные приоритеты бюджетирования – в какие области ИТ будут направлены инвестиции, и на какие направления стоит обратить особое внимание.

Андрей представил своих коллег, выступавших экспертами на секции:

Сергей Кирюшин (Пенсионный Фонд РФ, Советник председателя правления);

Сергей Карпов (ЕМС, Генеральный директор ЕМС России и СНГ);

Александр Бершадский (Beeline, Директор по работе с ключевыми клиентами);

Дмитрий Иншаков (PricewaterhouseCoopers, ИТ директор).

Первой проблемой, предложенной Андреем для обсуждения, стало очевидное невыполнение многими компаниями своих же собственных планов. Рассказывая о своем видении общей картины, Андрей связал подобные ситуации с рецессией, имеющей место как в Европе, так и в РФ, а также упомянул о серьезных, на его взгляд, изменениях на рынке телекома. К примеру, на телекоммуникационном рынке, вдобавок к известной «большой тройке», обозначила свое присутствие компания Tele2. Естественно, также речь шла и о введении MNP  (Mobile Number Portability – миграция к другому оператору с сохранением номера), давно обещанном правительством, и, резюмируя, Андрей описал свое видение будущего года – правила игры на рынке телекоммуникаций изменятся кардинально, а сам бизнес станет менее прибыльным, и рост его замедлится.

Александр Бершадский в своем прогнозе развития мобильного рынка предсказал, что в 2014 году на одного жителя РФ будет приходиться две сим-карты. Четвертый оператор, по его мнению, лишь усилит конкуренцию, не внося существенных изменений на рынке. Доля «голоса» в общем потоке передаваемых данных снизится, а внедряемая услуга MNP и вовсе не окажет на расстановку сил особого влияния. Также Александр заметил, что акцент в предоставлении услуг, связанных с мобильностью, все больше смещается на персонализацию подхода к клиентам. Разумеется, речь шла в том числе и об аналитических технологиях, позволяющих создавать целевые рассылки и искать к каждому абоненту свой подход. 

Сергей Карпов рассказал о своем видении рынка ИТ в прошедший год – такого роста, как в середине 2000-х годов, не наблюдается. Однако общий рост достаточно стабилен, хотя и не по всем сегментам. Отдельный акцент Сергей сделал на том факте, что наиболее быстрый рост отмечается в индустриях и областях, несущих определенную долю инновационности. В качестве примера был приведен банк «Тинькофф», не имеющий физических офисов, занимающихся обслуживанием клиентов – весь процесс общения с конечным потребителем выведен в онлайн. Зал согласился, что подобный подход в последние годы становится общей тенденцией, и похоже, что это действительно путь к быстрым победам на рынке.

Дмитрий Иншаков заметил, что для потребителей услуг в области корпоративной мобильности MNP становится реальным шансом провести в 2014 году тендер на предоставление подобных сервисов среди провайдеров, присутствующих на рынке – обычных неудобств с миграцией уже не будет. Однако Сергей Карпов, опираясь на собственный опыт и опыт коллег (зачастую – печальный) предостерег коллег от определения лучшего поставщика по цене. Ключ к подбору подходящего провайдера услуг – в определении верного соотношения цен на услуги и предоставляемого качества связи. Дмитрий добавил, что важная задача любого ИТ-руководителя в том, чтобы предложить бизнесу возможность больше зарабатывать – тогда отпадет необходимость сокращать затраты на те или иные сервисы.

Сергей Кирюшин согласился с точкой зрения Дмитрия – лучше расширять сферу полезности департамента, чем бороться с необходимостью сокращения расходов. Бизнесу всегда можно показать, что ИТ располагает сервисами, способными дать положительный эффект даже тогда, когда рынок в общем-то не располагает к резким телодвижениям. Говоря о ожиданиях от следующего года, Сергей заметил, что прогнозы на рост рынка существенно скромнее, чем в прошлом году.

Переходя к технологическим трендам следующего года, эксперты обсудили BIGDATA. Андрей Годунов заметил, что подобные технологии, несмотря на теперешнюю «сырость», дают крупному бизнесу, оперирующему большими массивами данных, беспрецедентные аналитические возможности – и подобный «козырь» вполне может обеспечить преимущество перед конкурентами благодаря тонкой аналитике поведенческих шаблонов и построению на их базе персонализированного подхода к клиентам. Эксперты также сошлись в том, что в аналитических системах ключевым звеном по-прежнему остается грамотный и опытный персонал, а для полного успеха нужны по-настоящему талантливые специалисты-аналитики.

Помимо прочего, обсуждались и вопросы интеграции инновационных сервисов (мобильных или нет) в тяжелые ERP-системы, давно и успешно используемые в большей части компаний. Здесь может существовать несколько подходов, и их успех бывает обусловлен множеством факторов. Эксперты согласились, что в первую очередь необходимо понять целесообразность внедрения – зачастую подобные меры оказываются не нужны. [F3] Высказывалось также мнение, что внедрение новых сервисов на рабочие места обычно проходит в эволюционном порядке: сперва топ-менеджмент компании демонстрирует спрос на те или иные изменения в сервисах, а затем, после удовлетворения этого спроса, появляются возможности повышения эффективности работы служащих среднего звена при помощи внедрения этих же сервисов.

Еще одна тема, которой коснулись обсуждения в ходе секции – сложности администрирования неконтролируемо растущего парка разнообразных мобильных устройств, принадлежащих персоналу  – хотя проникновение BYOD в российских компаниях пока не слишком обширно, подобная проблематика уже набирает обороты. Однако сообщество разделяется здесь во мнениях – одни говорят, что персоналу необходима свобода действий, и стремление решать рабочие вопросы с личных устройств необходимо поощрять и поддерживать; другие же придерживаются мнения, что сотрудники в большинстве случаев не желают выносить вопросы, касающиеся работы, за рамки рабочего времени, и поэтому не стоит тратить средства и усилия на поддержку удаленных рабочих процессов – если, конечно, речь не идет о топ-менеджменте компании. 

После небольшого кофе-брейка и традиционных кулуарных бесед, а также развлечений с установленной в холле гитарной игрой Rocksmith, Сергей Кирюшин открыл второй круглый стол, посвященный теме «Перспективы построения взаимоотношений с поставщиками сервисов и услуг». В качестве экспертов были приглашены:

Леонид Головин (Мосводоканал, ИТ директор);

Кирилл Корнильев (Генеральный директор IBMEE/A);

Михаил Малышев (ИНТЕР РАО ИТ, Советник генерального директора);

Денис Шорин (Datapro, Менеджер по работе с ключевыми клиентами);

Александр Беллюстин (Инлайн Груп, Директор по продажам).

Первый вопрос, поставленный Сергеем перед коллегами, звучал следующим образом: «Что необходимо сделать заказчику, чтобы получить сервис необходимого качества». Вопрос возник не сам по себе – многим ИТ-руководителям известны ситуации, когда поставщик, выигравший тот или иной тендер при помощи демпинговых цен, начинает вести себя так, будто получил моральное право оказывать услуги заведомо низкого качества – ведь они соответствуют заявленной цене!

Леонид Головин высказал мнение, что самый действенный способ получить качественную услугу – требовать выполнения обязательств. Прежде всего необходимо составить грамотный и понятный список требований, согласовать его с поставщиком и в дальнейшем при возникновении проблем сразу же ссылаться на него.

Кирилл Корнильев заметил, что подавляющее большинство интеграторов и поставщиков оказывают широкий спектр услуг, стремясь охватить как можно больше серьезных заказчиков. Однако этот подход может оказаться не самым разумным, ведь уровень сервиса, предоставляемого квалифицированным и специализированным поставщиком, чаще всего оказывается самым высоким – а именно этого и добивается заказчик.

Александр Беллюстин поделился опытом работы как на стороне заказчика, так и на стороне поставщика. По его мнению, если задача представляется сложной и объемной – нужно абстрагироваться от ее окружения и выделить ее в отдельную плоскость. Критериев для нахождения решения может быть множество – ведь каждая новая задача, имеющая отношение к взаимодействию с аусорсером, всегда представляется в ином свете, нежели предыдущая. И зачастую все эти критерии оказываются ненадежны – речь идет о тех ситуациях, когда приходится оценивать поставщика по некому эфемерному опыту взаимодействия, оглядываясь при этом еще и на госрегулирование сферы ИТ в общем.

В общем и целом обсуждения велись вокруг того факта, что крайне сложно строить «белые» схемы взаимоотношений с поставщиками и интеграторами в условиях существующего законодательства – это зачастую бывает невыгодно, а в отдельных случаях попросту нереализуемо.

Сергей Кирюшин поставил еще один вопрос, на этот раз перед залом: а есть ли спрос на какие-то услуги, которые пока не могут быть предложены поставщиками на должном уровне?

Ответы – как экспертов, так и аудитории – сводились к тому, что практически любой сервис поначалу является уникальным. Когда нет большого количества заказчиков и ярко выраженного спроса, а есть отдельные компании, запрашивающие сервис – разумеется, его реализация становится нерентабельной. Финальная ситуация: поставщики и потребители остаются по разные стороны баррикад, настороженно смотрят друг на друга и чего-то ждут, хотя существуют услуги, которые с большой долей вероятности пользовались бы успехом у среднего и крупного бизнеса. Кирилл Корнильев предсказал появление в ближайшие годы ориентированных на заказчика сервисов, для запуска которых не обязательно иметь крупный пул клиентов – предложение неизбежно повлечет за собой стабильный спрос.

Следующей темой обсуждений стало текущее состояние облачных сервисов. Денис Шорин отметил, что в сегменте IaaS цены стабилизировались, рынок стал «живым и быстрым»; в том же, что касается более сложных вещей, пока что поставщики крайне осторожны в выведении своих сервисов на открытый рынок. Крупные компании не хотят позволять себе риск зависеть от единственного канала связи с вынесенной наружу инфраструктурой, предоставленного провайдером. Сейчас это проблема частично снялась, но все же не до конца – и это становится серьезным ограничителем роста рынка. 

Леонид Головин заметил, что если официальная позиция большинства компаний не предусматривает использования облачных технологий, все же подавляющее большинство ключевых сотрудников в работе используют Dropbox и Evernote, а значит, информация уже лежит в незащищенных хранилищах. Если же речь идет о поставщике услуги, готовом предоставить подобный сервис – здесь встает задача «выращивания» из него именно такого провайдера, который нужен для решения конкретных задач; ведь большинству руководителей понятно, что переход в «облако» практически никогда не оставляет пути назад – нигде не прописано, каким образом информация, вынесенная наружу, вернется назад в случае возникновения такой потребности.

Михаил Малышев поделился с коллегами своим опытом построения и эксплуатации частного облака, ориентированного в первую очередь на проектный менеджмент, что дало старт дискуссии о целесообразности внедрения SaaS как такового – ведь подобные проекты очень часто оказывается неэффективными и/или невыгодными.

Эксперты обсуждали с залом будущее «облаков» в среднем и крупном бизнесе, сходясь во мнениях, что в ближайшие годы начнется серьезное проникновение SaaS и IaaS на рынок, ведь спрос становится все более масштабным, и предложение не заставит себя ждать. Подобные дискуссии не могут не получить продолжения, и на будущих мероприятиях Клуба эта тематика будет обсуждаться еще не раз.

 

 

 

 

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных