Регистрация
Отчет Фактические участники Галерея Партнеры Программа Программный комитет

25 ноября 2011

 

ИТ Ассамблея: Кризис наступил, продолжается или это новая реальность и так теперь будет всегда?

28 ноября 2011 11645 0

Традиционная конференция клуба топ-менеджеров 4CIO, где подводятся итоги года и обсуждаются планы на следующий год — ИТ Ассамблея — была не в последнюю очередь посвящена кризису и тому влиянию, которое он оказывает на бизнес, тем новым условиям, в которые он ставит компании, так или иначе занятые в сфере ИТ.
Открыл Ассамблею Сергей Дьяченко с кратким обзором экономической ситуации в мире и России, в котором он подчеркнул, что Россия находится в экономической зоне стабильного роста в ИТ отрасли. Что касается мирового рынка ИТ, то он находится в ожидании появления инновационных технологий, способных перераспределить движение товаров и услуг.
 
Секция 1. «Циничный взгляд на состояние в ИТ отрасли и что изменится в 2012 г?»
Ведущий – П. Пестряков (Группа компаний «Черкизово», CIO).
Участники:
А. Микоян (HP, Country Manager), Д. Васильев (КРОК, Первый заместитель Генерального директора), Ш. Шакиров («Ай-Теко», Президент), А. Широких («Газпром Банк», Вице-президент), С. Карпов («ЕМС», Генеральный директор).

Первая секция была посвящена вопросу, который волнует обе стороны участников ИТ рынка Поставщиков ИТ услуг и Потребителей - что изменится в 2012 г? Согласно названию своей секции, Павел призвал собравшихся не стесняться и быть реалистами. Первым вопросом «Как компании в мире реагируют на ситуацию?» он задал тон дискуссии.

«Кризис - это хорошо!» – утверждает Генеральный директор НР в России А. Микоян – «Он способствует развитию рынка, позволяет посмотреть на него совершенно под другим углом, то, что раньше казалось малозначительным, в период кризиса позволяет правильно перераспределить ресурсы. Российским заказчикам нужно посмотреть на интеллектуальную собственность НР и задавать нам другие вопросы. Необходимо увеличивать рынок ИТ аутсорсинга, больше потреблять внешних услуг, работать напрямую с вендорами и использовать больше финансовых инструментов как рычагов управления. НР предлагает предоставление глобального аутсорсинга ИТ при сохранении традиционных инфраструктурных решений.»

Ш. Шакиров: «Кризис становится более прогнозируемым. Кризис еще будет оказывать влияние и на экономику выборы у нас, в США, в Китае и во Франции. При этом ВПК вновь сможет стать «драйвером» развития экономики. Однако такой ход развития может привести к непредсказуемым политическим последствиям, которые сложно спрогнозировать. Второй аспект кризиса, общемировой кризис – наоброт, помогает развитию ИТ, вынуждая руководителей бизнеса думать об оптимизации и других методах управления.»

Д. Васильев: «При вступлении России в ВТО, и при заявлении американских глобальных компаний о том, что услуги можно получать напрямую, многим интеграторам надо будет сворачивать бизнес. Однако у российских интеграторов есть для заказчиков предложения альтернативных решений и альтернативных вендоров.»

А. Широких также считает, что кризис полезен для ИТ. Во вверенную ему в «ГазпромБанке» ИТ структуру - перевели из центра затрат, в центр инвестиций. Кризис позволяет избавиться от балласта и пересмотреть стратегию развития. За последние несколько лет стало очевидно, что экономить нельзя. Бизнес пришел к пониманию того, что использование портфеля опыта крупных вендоров и интеграторов просто необходимо.
 
По мнению участников дискуссии, ИТ постепенно становится драйвером развития бизнеса, и может в перспективе превратиться в доходную составляющую. И таких примеров множество.
Первый - телеком. Характерный пример, где можно от операционной деятельности перейти к развитию бизнеса.
Второй – банки, где ИТ задает тон и выводит бизнес совершенно на другой уровень предоставления услуг, предоставляя клиентам возможность самостоятельно проводить финансовые операции и платежи, не тратя время на очереди в отделениях, моментально получать информацию как о состоянии счетов, так и о проведенных операциях…
Третий пример – это Гугл и Амазон, в чистом виде ставшие ИТ-корпорациями и начавшие предоставлять глобальный сервис, не только конечным потребителям но и компаниям.
 
А. Микоян считает, что ожидания «killer application» подошли к концу. Им на смену приходят разные коктейли обеспечивающие потребности бизнеса. Бизнесу необходима гибкость и предсказуемость ценника получения ИТ услуг, безопасность, изменение методологии разработки ПО, и это минимум необходимых ингредиентов. ИТ Директору необходимо будет постоянно учиться, пополняя свой личный банк знаний в этой сфере.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что «облака» все больше будут захватывать ИТ рынок, необходимо вырабатывать общие правила предоставления услуг, разрабатывать методологии, что постепенно приведёт к типизации всего, что происходит в ИТ.

Бизнес-интеграция — не только перетаскивание коробок, это набор компетенций, которые мы можем предложить заказчику, считает Д. Васильев. Мы смотрим, что нового появилось в мире, и незамедлительно перенимаем новый опыт. С задачей «обеспечить оптимальную работу процесса» можно прийти только к интеграторам.
 
 
Секция 2. «Кризис наступил, продолжается или это новая реальность и так теперь будет всегда?»
Ведущий – Б. Славин (Компания «АйТи», Директор по исследованиям и инновациям).
Участники:
К. Корнильев (IBMEE/A, Генеральный директор), С. Кирюшин (Почта России, заместитель Генерального Директора), Х. Аз-зари (Группа компаний CDC, Президент), Т. Яппаров (Компания «АйТи», Генеральный директор), Д. Иванников (MicrosoftRus, Директор департамента по работе с государственным сектором), Г. Генс (Группа компаний «Ланит», Президент), Р. Заединов (КРОК, заместитель Генерального директора).
 
Вторая секция стала логическим продолжением начатой ранее дискуссии, и ведущий начал с вопроса к участникам: чему научил их кризис, какой опыт вынесен?

К. Корнильев отметил, что IBM в этом году достигла значительных успехов в капитализации, выйдя на лидирующие позиции в мире. «Помня предыдущий кризис, который очень быстро закончился, нам пришлось весьма оперативно наращивать потерянные ресурсы в соответствии с требованиями рынка. Нам удалось убедить руководство, что в этот раз так делать не надо. Такой подход себя полностью оправдал. Мы вернулись к докризисным объемам за год. Этому и научил нас кризис».

А. Педоренко считает, что кризис благотворно повлиял на его компанию: «Благодаря вложенным в ИТ средствам, во время кризиса бизнес повернулся лицом к эффективности. Мы стали ориентированы на клиентов, готовых платить за высокое качество и сервис. АльфаСтрахование, например, первой вывела на рынок сервис покупки полисов для поездок через интернет. Это наиболее перспективное направление».

Кризис становится более цикличным, предсказуемым и быстротечным — каждые 5 лет он нарастает волной и отходит. К нему нужно быть готовым всегда, и
CIO обязан знать, что и как надо делать, и какие принимать решения при наступлении кризиса.

К. Корнильев также добавил, что на стабильном рынке работать сложно, он недостаточно гибкий и менее подвержен технологическому изменению, не наблюдается никакого развития и совершенствования.
 
Б. Славин: «Правда ли, что кризис привёл к тому, что роль CIO снизилась, и какие произошли изменения?»
 
Первым на поставленный вопрос ответил Р. Заединов, отметив, что кризис научил, в первую очередь, профессионализму. Наметилась тенденция изменения роли CIO. На рынке были компании, где CIO был драйвером, и тот, кто во время кризиса стал инвестировать в ИТ, оказался в выигрыше. Поэтому на данный момент роль CIO становится более значимой, нежели в докризисный период.

До и во время кризиса кадровый рынок был перегрет. Логичным решением было взять людей на более низкие зарплаты, но этот подход уже не работает. Оставляли самых прогрессивных сотрудников, и они получали повышение заработной платы и бонусы. CIO стал ответственным за профессиональную команду. Пришло понимание необходимости менять отношение к делу: от инфраструктуры к бизнес-процессам компании.
 
Б. Славин: «Существует миф – если все уйдут в облако, то всех CIO уволят?»
 
Участники дискуссии не согласились с данным утверждением, акцентировав внимание на том, что в ситуации перехода в «облако» CIO должен проявлять еще больший профессионализм. Необходима смена роли от инфраструктурной к проектной, аналитической, переходить к изменению и внедрению новых бизнес-процессов.
 
Б. Славин: «Есть различные сценарии экономического развития. Но что ждет нашу отрасль?»
 
Первым на вопрос ведущего ответил Г. Генс. «Нашей компании уже 20 лет, и мы помним, как трясло экономику еще до 1998, при этом ИТ компании продолжали свое бурное развитие. Падение доходов в 2009 году сравнительно с 2008 составило около 40%, это показывает, насколько сократился бюджет. а сейчас утраченное вернулось со значительным прибавлением. Теперь есть понимание того факта, что информационные технологии позволяют пережить кризис с меньшими потерями, и на них нельзя экономить. Поэтому сейчас уже можно уверенно сказать, что серьезных проблем в отрасли не будет.

Я абсолютно убежден, что ИТ-компании смогут адаптироваться к любому кризису, и российские — не исключение. Поскольку все понимают, что технологии — это единственное, что может вытаскивать бизнес, то вклад в их развитие не прекратится. Поэтому кризис внес свою лепту в накопление опыта по правильному ведению бизнеса. Мы уже спланировали на следующий 2012 год рост более чем на 20%».

Д. Иванников отметил, что даже государство понимает, что деньги, вложенные в ИТ, способны дать отдачу в социальной сфере. В государственных структурах утвердилось мнение, что с помощью перехода в облака можно и нужно сокращать расходы на чиновников.

Т. Яппаров также подчеркнул, что в действиях государства есть смысл. Они снижают конкурентность, так как существует конфликт интересов – у многих чиновников, которые должны способствовать развитию конкуренции в ИТ, есть доли в ИТ бизнесе, что приводит к стагнации и разрушению рынка.
Участники также пришли к согласию по вопросу важности того, чтобы интеграторы и вендоры продавали не только сервисы, но и технологии. Государство должно выработать и утвердить законы, позволяющие нашим компаниям экспортировать технологии.

А. Педоренко же уверен, что государство, создавая условия кризиса, поступает правильно, тем самым заставляя нас жить в них всё время и постоянно развиваться.
 
Участники дискуссии поделились своими прогнозами по росту бизнеса на будущий год:

Ланит — от 20%;
Крок — 15%;
Microsoft — неоднозначные ожидания при постоянно повышающейся конкуренции со стороны свободного ПО и облаков;
Альфастрахование — 18-20%;
АйТи — два сценария, 10 и 30 %, не менее 10% по персоналу, но есть рынки, где возможно и 100% рост зарплат, т к существует огромный дефицит профессиональных кадров;
IBM — не менее 10%;
CDC — 20 25% при сокращении в 2009 году персонала на 12%;
Почта России — около 15%.
 
Как отметил С. Кирюшин в заключение: «CIO — продавец счастья и светлого будущего. Время перемен всегда дает думающим менеджерам большие возможности!». 

Партнеры:

                                  





     

Комментарии (0)

Подписаться на комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных