22-21 февраля 2011
Заседание Клуба "Как управлять бюджетом?"
22 февраля в конференц-зале бизнес-центра «Легион I» состоялось заседание Клуба Топ-Менеджеров 4CIO на тему "Как управлять бюджетом?".
В рамках дискуссий об оценке эффективности ИТ-подразделений, зачастую говорят о том, что работа с ними сильно отличается от работы с любыми другими отделами: схемы исполнения ИТ задач зачастую сложны и непонятны непосвященному человеку, преимущества, которые можно получить благодаря ним, не ярко выражены, а сами ИТ специалисты оперируют такими терминами, которые вызывают у бизнесменов массу вопросов. С похожими трудностями сталкивается бизнес и при определении бюджета ИТ-подразделения.
На февральское заседание Клуба 4CIO были приглашены как эксперты в теории бюджетирования, так и практики, детально изучившие этот вопрос в ходе своей работы в ведущих компаниях страны.
Заседание традиционно открылось новостями Клуба. Алексей Кравченко (Директор управляющего офиса, 4CIO) тепло поприветствовал собравшихся и рассказал о том, какие мероприятия Клуб 4CIO планирует провести в ближайшее время. В марте пройдет конференция «ИТ-Мастерская», на которой редколлегия «Учебника 4CIO» и ведущие CIO страны обсудят промежуточные итоги этого проекта. В апреле состоится не только регулярное заседание Клуба, но и общее собрание всех Членов Клуба. А уже в мае начнется главное весеннее приключение Клуба 4CIO – Кают Компания 2011. Алексей также подчеркнул, что для Не Членов Клуба вводится новая квота – бесплатно они могут посетить два Заседания, а в дальнейшем им будет предложено вступить в Клуб или вносить фиксированную плату за посещение Заседания.
Заседание продолжил Сергей Кирюшин (Председатель Совета Клуба 4CIO), который подчеркнул, что теме управления бюджетом посвящена отдельная глава «Учебника 4CIO», а дискуссии в рамках Заседания по данной теме позволят сделать материал более интересным и насыщенным.
Алексей Телятников (Управляющий партнер, CPM) представил доклад на тему «Методология ресурсного бюджетирования ИТ», начав с исторического примера: смету впервые придумал российский император Александр III, когда уличил подрядчиков на строительство крепости в воровстве. С тех пор бюджетирование развивалось как самостоятельная дисциплина, и многие исследователи посвящали ему научные труды.
Основные особенности бюджетирования ИТ, по мнению Алексея, заключаются в сложных технологических связях, отсутствии четких норм и правил, быстром изменении технологий и нематериальности значительной части расходов. Главная задача при подготовке ИТ бюджета – переложить сложное и многоплановое пространство расходов и затрат в простую и понятную методологию. Для этого Алексей предлагает разделить бюджет ИТ по двум основным осям – расходы и ресурсы.
Участники заседания с интересом обсудили описанную Алексеем систему и предложили ряд важных дополнений и примеров из своего опыта. Дмитрий Иншаков предположил, что в будущем системе бюджетирования ИТ необходимо пользоваться категориями, понятными бизнесу.
Владимир Кива (Партнёр, ЗАО «Финбаджет») рассказал о практике бюджетирования в инжениринговой копании, отметив, что для бизнеса, в особенности среднего, наиболее важен финансовый контроль за проводимыми работами и объективность ценообразования.
Владимир считает, что среднему бизнесу нет нужды отдельно разрабатывать сложную систему бюджетирования. Существуют готовые решения, которые хоть и не позволяют осуществлять более личную и точную настройку, дают весь спектр необходимых для финансистов инструментов. Среди прочих Владимир выделил такие приложения как iFin и Google Apps. Владимир продемонстрировал работу данных решений и объяснил, как использовать их с максимальной отдачей.
Максим Тамбиев (Председатель совета директоров, Info Industries Group) выдвинул в рамках своего доклада вопрос: нужен ли CIO собственный CFO? Докладчик отметил, чем крупнее бизнес, тем сложнее структура бюджета ИТ, а следовательно и необходимость CIO в собственном финансисте.
Максим подчеркнул, что с точки зрения управления ожиданиями пользователей, ИТ должно являться тарифицируемым центром затрат. Это, возможно, не всегда удобно самому ИТ-департаменту, но удобство клиентов и пользователей – наиболее важный фактор. Максим также подробно рассказал о методике алокации расходов и матрице портфеля ИТ проектов, распределяющей их по степени выгодности и риска.
С заключительным докладом выступил Михаил Козлов (Консультант по развитию бизнеса, Развитие бизнеса.ру). Сергей Кирюшин отметил, что тема выступления Михаила – оценка инвестиций в ИТ – хоть и не полностью соответствует теме заседания, но близка ей.
Существует ощутимое непонимание между ИТ и бизнес-спонсорами, посетовал Михаил. Основное следствие этого непонимания в том, что 70-80% ИТ бюджета выделяется на поддержку работы уже существующей ИТ инфраструктуры, и лишь оставшиеся финансы уходят на инновации. Для изменения ситуации CIO необходимо научиться говорить на языке бизнеса, уверен Михаил: ведь ИТ-директору куда проще запомнить необходимый набор метрик, понятных финансистам, чем самим финансистам вникнуть в работу ИТ-отдела.
Так, чтобы ценность ИТ-проекта была понятна бизнесу, его нужно описать в категориях коэффициента ROI, TCO и времени окупаемости этого проекта. Хорошими источниками ROI для ИТ может стать улучшение KPI благодаря новым внедрениям, сокращение расходов и т.д. Главное – показать бизнесу реальную пользу, которую приносят ИТ-проекты, уверен Михаил.
После выступления Михаила в зале развернулась активная дискуссия о бюджетировании и инвестициях в ИТ, продолжавшаяся до позднего вечера. Многие участники заседания предлагали свои методы формирования бюджета ИТ, приводили интересные практические примеры и вступали в прения с докладчиками. Сергей Кирюшин и Алексей Кравченко отметили, что многое из сказанного вполне может попасть на страницы «Учебника 4CIO».
Мы благодарим всех докладчиков и участников заседания. Надеемся, что эта встреча была полезной и познавательной.
Мы ждем Вас на следующих мероприятиях Клуба Топ-менеджеров 4CIO!
В рамках дискуссий об оценке эффективности ИТ-подразделений, зачастую говорят о том, что работа с ними сильно отличается от работы с любыми другими отделами: схемы исполнения ИТ задач зачастую сложны и непонятны непосвященному человеку, преимущества, которые можно получить благодаря ним, не ярко выражены, а сами ИТ специалисты оперируют такими терминами, которые вызывают у бизнесменов массу вопросов. С похожими трудностями сталкивается бизнес и при определении бюджета ИТ-подразделения.
На февральское заседание Клуба 4CIO были приглашены как эксперты в теории бюджетирования, так и практики, детально изучившие этот вопрос в ходе своей работы в ведущих компаниях страны.
Заседание традиционно открылось новостями Клуба. Алексей Кравченко (Директор управляющего офиса, 4CIO) тепло поприветствовал собравшихся и рассказал о том, какие мероприятия Клуб 4CIO планирует провести в ближайшее время. В марте пройдет конференция «ИТ-Мастерская», на которой редколлегия «Учебника 4CIO» и ведущие CIO страны обсудят промежуточные итоги этого проекта. В апреле состоится не только регулярное заседание Клуба, но и общее собрание всех Членов Клуба. А уже в мае начнется главное весеннее приключение Клуба 4CIO – Кают Компания 2011. Алексей также подчеркнул, что для Не Членов Клуба вводится новая квота – бесплатно они могут посетить два Заседания, а в дальнейшем им будет предложено вступить в Клуб или вносить фиксированную плату за посещение Заседания.
Заседание продолжил Сергей Кирюшин (Председатель Совета Клуба 4CIO), который подчеркнул, что теме управления бюджетом посвящена отдельная глава «Учебника 4CIO», а дискуссии в рамках Заседания по данной теме позволят сделать материал более интересным и насыщенным.
Алексей Телятников (Управляющий партнер, CPM) представил доклад на тему «Методология ресурсного бюджетирования ИТ», начав с исторического примера: смету впервые придумал российский император Александр III, когда уличил подрядчиков на строительство крепости в воровстве. С тех пор бюджетирование развивалось как самостоятельная дисциплина, и многие исследователи посвящали ему научные труды.
Основные особенности бюджетирования ИТ, по мнению Алексея, заключаются в сложных технологических связях, отсутствии четких норм и правил, быстром изменении технологий и нематериальности значительной части расходов. Главная задача при подготовке ИТ бюджета – переложить сложное и многоплановое пространство расходов и затрат в простую и понятную методологию. Для этого Алексей предлагает разделить бюджет ИТ по двум основным осям – расходы и ресурсы.
Участники заседания с интересом обсудили описанную Алексеем систему и предложили ряд важных дополнений и примеров из своего опыта. Дмитрий Иншаков предположил, что в будущем системе бюджетирования ИТ необходимо пользоваться категориями, понятными бизнесу.
Владимир Кива (Партнёр, ЗАО «Финбаджет») рассказал о практике бюджетирования в инжениринговой копании, отметив, что для бизнеса, в особенности среднего, наиболее важен финансовый контроль за проводимыми работами и объективность ценообразования.
Владимир считает, что среднему бизнесу нет нужды отдельно разрабатывать сложную систему бюджетирования. Существуют готовые решения, которые хоть и не позволяют осуществлять более личную и точную настройку, дают весь спектр необходимых для финансистов инструментов. Среди прочих Владимир выделил такие приложения как iFin и Google Apps. Владимир продемонстрировал работу данных решений и объяснил, как использовать их с максимальной отдачей.
Максим Тамбиев (Председатель совета директоров, Info Industries Group) выдвинул в рамках своего доклада вопрос: нужен ли CIO собственный CFO? Докладчик отметил, чем крупнее бизнес, тем сложнее структура бюджета ИТ, а следовательно и необходимость CIO в собственном финансисте.
Максим подчеркнул, что с точки зрения управления ожиданиями пользователей, ИТ должно являться тарифицируемым центром затрат. Это, возможно, не всегда удобно самому ИТ-департаменту, но удобство клиентов и пользователей – наиболее важный фактор. Максим также подробно рассказал о методике алокации расходов и матрице портфеля ИТ проектов, распределяющей их по степени выгодности и риска.
С заключительным докладом выступил Михаил Козлов (Консультант по развитию бизнеса, Развитие бизнеса.ру). Сергей Кирюшин отметил, что тема выступления Михаила – оценка инвестиций в ИТ – хоть и не полностью соответствует теме заседания, но близка ей.
Существует ощутимое непонимание между ИТ и бизнес-спонсорами, посетовал Михаил. Основное следствие этого непонимания в том, что 70-80% ИТ бюджета выделяется на поддержку работы уже существующей ИТ инфраструктуры, и лишь оставшиеся финансы уходят на инновации. Для изменения ситуации CIO необходимо научиться говорить на языке бизнеса, уверен Михаил: ведь ИТ-директору куда проще запомнить необходимый набор метрик, понятных финансистам, чем самим финансистам вникнуть в работу ИТ-отдела.
Так, чтобы ценность ИТ-проекта была понятна бизнесу, его нужно описать в категориях коэффициента ROI, TCO и времени окупаемости этого проекта. Хорошими источниками ROI для ИТ может стать улучшение KPI благодаря новым внедрениям, сокращение расходов и т.д. Главное – показать бизнесу реальную пользу, которую приносят ИТ-проекты, уверен Михаил.
После выступления Михаила в зале развернулась активная дискуссия о бюджетировании и инвестициях в ИТ, продолжавшаяся до позднего вечера. Многие участники заседания предлагали свои методы формирования бюджета ИТ, приводили интересные практические примеры и вступали в прения с докладчиками. Сергей Кирюшин и Алексей Кравченко отметили, что многое из сказанного вполне может попасть на страницы «Учебника 4CIO».
Мы благодарим всех докладчиков и участников заседания. Надеемся, что эта встреча была полезной и познавательной.
Мы ждем Вас на следующих мероприятиях Клуба Топ-менеджеров 4CIO!