Александр Абрамкин: «Основная задача ИТ-компаний — создавать и развивать человеческий капитал мирового уровня»
В прошлом году в связи с внешнеполитическими событиями, по оценке РАЭК, около 50-70 тысяч ИТ-специалистов покинули страну. Многие из них «ушли» из России вместе с иностранными ИТ-компаниями. По заявлению вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, ИТ-индустрии не хватает около одного миллиона специалистов.
О том, какова на самом деле ситуация на ИТ-рынке труда, мы поговорили с Александром Абрамкиным, консультантом по подбору руководителей для высокотехнологичных компаний, основателем и управляющим директором HeadExpert.
Александр, расскажите, как за последний год изменился ИТ-рынок труда?
На рынок труда лучше смотреть с двух позиций: с позиции работодателя и позиции кандидата. Общеизвестный факт: российские представительства западных компаний ушли с российского рынка, соответственно, вместе с ними ушло и сложенное десятилетиями представление о том, как строить свою карьеру. Если раньше было престижно работать и выстраивать свою карьеру в западных транснациональных компаниях или российских компаниях, ориентированных на запад, то сейчас ситуация выглядит иначе. На смену западным гигантам пришли российские государственные компании или компании с госучастием. Еще год назад сложно было представить, чтобы в госкомпанию приходили на руководящие роли из западных корпораций, то сегодня это нормальная практика. Специалисты практически всех уровней на ИТ-рынке столкнулись с трудными вопросами: как строить свою карьеру дальше и как встраиваться в рынок. Кто-то уехал, кто-то принял решение остаться и принять ситуацию, как она есть. Для многих опытных специалистов этот рынок стал новым, потому что российские компании отличаются подходами, практиками и методами управления. С позиции работодателя — российские ИТ-компании с удовольствием нанимали специалистов всех уровней из уходящих западных компаний. Некоторые компании устроили целенаправленную охоту на команды. Российские ИТ-компании получили мощный импульс, понимая это, найм сотрудников из ушедших компаний — стал отличным вкладом в будущее развитие. Пульс-опрос, который мы проводили в апреле среди директоров по персоналу ИТ-компаний, это подтвердил.
Я слышала два противоположных мнения: первое — в перспективе двух-трех лет ИТ-рынок труда превратиться из рынка кандидата в рынок работодателя, когда вакансий станет меньше, чем соискателей, второе — России не хватает миллиона ИТ-специалистов, какое из них ближе к правде?
ИТ-специалистов не хватало, не хватает и будет не хватать. Помимо факторов, которые связаны с отъездом, никто не отменял последствия демографической ямы и рост спроса на разработчиков со стороны госзаказчиков. Но здесь есть один нюанс, когда говорят: «Нам не хватает ИТ-специалистов», — за этими словами часто скрывается то, что «нам нужны состоявшиеся специалисты». Если присмотреться, то на рынке «болтается» достаточно большое количество джунов, но даже многие крупные ИТ-компании не имеют возможности адаптировать их в свои команды. Я не говорю, что их не встраивают, просто квоты на джунов достаточно ограничены, а у части компаний никаких квот нет совсем, и это требует специальной модели адаптации и обучения, а также вовлечения старших специалистов. И это долгий процесс. Как я говорил ранее, в России реально не хватает и не будет хватать большого количества квалифицированных ИТ-специалистов, и дефицит сложно будет быстро воспроизвести, поэтому, как говорится, рынок будет на стороне кандидатов, в то же время для джунов рынок будет на стороне работодателей.
Если говорить о государственной поддержке — достаточно ли тех льгот и преференций, которые есть у ИТ-отрасли сейчас?
Я боюсь представить, что было бы, если бы этой поддержки не было. ИТ-отрасль — одна из самых поддерживаемых отраслей, все прекрасно знают, в какой информационном обществе мы живем. Что касается мер поддержки, то их не бывает мало: чем больше — тем лучше. Это важно, чтобы удержать специалистов, создать им ту комфортную среду, в которой они продолжат работу. На мой взгляд, хорошей дополнительной господдержкой будет рост цифровых государственных сервисов и проектов, и роль государства с точки зрения генерирования таких проектов огромна. У нас есть внутренний рынок для талантливых специалистов, которым важно создать безопасную среду и дать достаточное количество интересных масштабных проектов. Кажется, что для этого много чего делается.
А если говорить о том, что могут делать ИТ-компании для поддержки отрасли?
Основная задача ИТ-компаний — создавать и развивать человеческий капитал мирового уровня, такой важный для всей отрасли. К сожалению, невозможно подготовить высокоуровневых специалистов, просто их обучив. Их надо погружать в среду, их надо вовлекать в разные проекты, и это достаточно длительный процесс. Что бы могли компании сделать? Создать центры компетенций и увеличить количество рабочих мест, которые компании выделяют на младших специалистов. На самом деле, и ИТ-компании, которые являются поставщиками услуг, и компании, которые развивают свои ИТ-команды, должны кооперироваться, должны создавать места для джунов — это единственный способ подготовить людей для отрасли. При этом, важно понимать, что эти специалисты могут уйти. Основная проблема всех компаний — они думают, зачем им готовить специалистов, если эти специалисты потом могут уйти к конкурентам? При этом я никогда не слышал такого от западных игроков — они приходили с бюджетами, с программами обучения, они готовили не только для себя, а в целом для отрасли. Конечно, там был и элемент маркетинга. И если компании не начнут думать такими категориями, то ничего хорошего не получится. Количество специалистов будет уменьшаться, а потребности будут увеличиваться. Это неизбежно будет провоцировать рост зарплат, а в ИТ-отрасли зарплаты итак растут по экспоненте, и компании будут пытаться друг у друга вновь переманить опытных спецов. Круг замкнется. Конечно, есть второй вариант, более футуристический, — например, заменить разработчиков вообще, но он пока мало возможен.
Александр, если продолжим про «заменить», может ли ИИ в обозримой перспективе заменить какие-то ИТ-специальности?
Я пойду через метафору. Если посмотреть на отрасль электроавтомобилей, то 5-7 лет назад предсказывали, что появление электрокаров убьет нефтегазовую отрасль. Если посмотреть сегодняшним взглядом на это пророчество, то рынок электрокаров только увеличил потребление энергоресурсов, и нужно много сырья. Появление новой технологии прямо не отражает того, что что-то должно измениться кардинально. Если эту метафору перекладывать на текущую ситуацию, то не спровоцирует ли применение ИИ еще большую потребность в ИТ-специалистах? В частности речь идет именно о высококвалифицированных разработчиках.
И последний вопрос: ваши прогнозы относительно ИТ-рынка труда на ближайший год-два-три?
Потребности в ИТ-специалистах будут только расти. В России будут доминировать госкомпании или организации с госучастием — это очевидно в текущих реалиях. За рынок талантов будет конкуренция не только внутри России, но и за пределами — многие страны с удовольствием готовы принять наших специалистов. Кстати, речь идет не только о специалистах, но и о руководителях и экспертах — по факту, сейчас мы создали свой экспертный сервис HeadExpert, чтобы можно было «дотянуться» до высокоуровневых русскоязычных профессионалов по всему миру и продолжать с ними работать в проектных форматах найма. Ключевое, над чем надо задуматься всем без исключения ИТ-компаниям и рынку в целом с прицелом на долгосрочную перспективу — это обучение и выращивание молодых специалистов. В краткосрочной — как и за счет чего эффективно привлекать лучших в свои команды, и удерживать свой человеческий капитал. Для этого есть множество HR-практик, к которым стоит присмотреться, как и HR-профессионалов, способных их адаптировать в компании. Кто посчитает, что это не для них, тот через год или два столкнется с еще большими сложностями, а для кого-то исправлять ошибки прошлого будет дороже. Как-то так.