Регистрация

Число маскирующихся под зарубежные бренды сайтов выросло более чем в пять раз

1 сентября 161 0

Источник: Forbes.

На фоне массового ухода иностранных производителей и поставщиков из России в интернете пятикратно выросло число сайтов, маскирующихся под зарубежные бренды. Новым поставщикам эксперты советуют работать с проверенными площадками для онлайн-торговли, а не запускать новые платформы.

Число мошеннических сайтов, работающих от имени международных брендов, увеличилось в первом полугодии на 579% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Group-IB. По оценке компании, для привлечения внимания мошенники используют более 2100 мировых брендов и торговых марок, выступая от имени компаний из сферы онлайн-ретейла, телекоммуникаций, сферы услуг, банковского сектора и других.

В конце 2021 года таких брендов было всего 120. Ежемесячные потери пользователей от такого рода мошенничества в мире Group-IB оценивает в $80 млн (5,9 млрд рублей), не выделяя Россию. Более половины всех сайтов проводят фейковые розыгрыши ценных призов от имени известных компаний, мошенники также спекулируют на зарубежных брендах, недавно объявивших об уходе с российского рынка, рассказал ведущий аналитик Group-IB из департамента Digital Risk Protection Евгений Егоров. В пример он привел схемы с фейковыми виртуальными картами оплаты в AppStore и PlayStation Store, покупкой доступов к сервисам Spotify Premium и Pornhub и товаров IKEA.

Число таких ресурсов растет уже более чем в пять раз, отметил гендиректор компании «Фишман» Алексей Горелкин. По его словам,  самый массовый случай — это сайты, предлагавшие купить бумагу в тот период, когда были перебои с поставкой товара. «В основном такое мошенничество нацелено на мелкий и средний бизнес», — считает эксперт.

Руководитель групп аналитики, аудита и техподдержки ИБ «Крок» Анастасия Федорова добавила, что основная повестка злоумышленников — уход иностранных компаний. «Люди привыкли к определенным брендам», — отметила она. Эксперт добавила, что потери от хищений трудно оценить — многие россияне умалчивают, что попались, либо не знают куда обратиться.

Минцифры планирует до конца лета ввести систему мониторинга фишинга в промышленную эксплуатацию — форма связи с гражданами станет доступна на портале госуслуг. К мониторингу фишинговых сайтов министерство планирует подключить Генпрокуратуру. По последним данным Роскомнадзора, всего за первое полугодие было удалено и заблокировано 4100 мошеннических ресурсов.

Исключить саму возможность появления новых фишинговых сайтов невозможно, отметил управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По его словам, ущерб для пользователей зависит как от наличия опыта взаимодействия с мошенниками у граждан, так и от оценки риска передачи третьим лицам собственных персональных данных и данных платежных средств. 

По оценке управляющего партнера брендингового агентства Depot Алексея Андреева, для владельцев брендов опасны неожиданные заявления от их лица, которые могут написать недоброжелатели на копии ресурса. Но чаще всего цель мошенников — обогащение, отметил Андреев. Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман добавил, что пользователям предстоит научиться отличать новых поставщиков, ввозящих товары официально, но не в качестве представителей брендов, от мошенников. Новым поставщикам он рекомендует налаживать каналы продаж через зарекомендовавшие себя маркетплейсы, а не открывать новые платформы.

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных