Premium-доступ: сколько средств нужно Telegram на свои расходы
Источник: Forbes.
Основатель Telegram Павел Дуров рассказал, что если 2,5-3% более чем из 700 млн пользователей мессенджера оплатят подписку, то компания за счет этих средств сможет покрыть свои расходы. По расчетам Forbes, расходы мессенджера сейчас составляют $45 млн в месяц, или $540 млн в год. На что они уходят и какие новые платные функции может ввести платформа?
Если 2,5-3% пользователей купят Telegram Premium, то на эти средства компания сможет покрыть свои расходы, написал в своем канале основатель Telegram Павел Дуров 21 июня 2022 года. Telegram Premium — это платная подписка, пользователи которой могут загружать файлы объемом до 4 ГБ, скачивать их «на максимальной скорости», отправлять друг другу уникальные стикеры и реакции, а также избавиться от рекламы. К моменту запуска подписки Premium аудитория мессенджера превысила 700 млн пользователей, отчитался создатель мессенджера. Исходя из этих данных можно посчитать, сколько Telegram требуется на поддержание собственной инфраструктуры.
Ежегодные траты
Для того чтобы покрыть расходы Telegram достаточно, чтобы подписку купили 2,5% пользователей, рассказал Forbes источник в Telegram. Если ее купят 3%, то у компании появится прибыль и возможность добавлять в функционал платформы новые дорогостоящие в обслуживании сервисы, такие как Stories, добавил собеседник Forbes. По его словам, эти затраты не включают в себя расходы компании на выплаты по облигациям. В апреле 2021 года Telegram разместила облигации на $1,75 млрд, по которым она обязана выплачивать инвесторам 7% годовых, то есть еще около $122 млн в год.
Стоимость платной подписки составляет в США $4,99 в месяц, в России — 449 рублей (через специального бота ее можно приобрести за 299 рублей). Стоимость подписки отличается в разных странах и в среднем она составляет около $4, сказал источник в Telegram. Если 2,5% аудитории оплатят подписку (это 17,5 млн человек), то Telegram получит около $70 млн в месяц.
С учетом НДС (в среднем по миру это около 20%, налог уже заложен в стоимость подписки в магазинах приложений) у компании останется $56 млн, или $672 млн в год. Кроме того, часть из этих денег Telegram придется заплатить Apple, которая берет 30% комиссии с разработчиков в App Store, и Google, которая с 1 января 2022 года берет за подписки 15% с разработчиков. По оценкам StockApps, в январе 2022 года доля пользователей смартфонов Android на мировом рынке достигла 69,74%, а доля пользователей Apple составила 25,49%. Исходя из этого, после уплаты комиссии магазинам приложений Telegram будет зарабатывать около $45 млн в месяц, или $540 млн в год.
Также из крупных затрат у Telegram могут быть потери на конвертации курса, но теоретически Telegram как иностранная компания может осуществлять расчеты с Apple и Google в удобной ей валюте, считает член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Вадим Перевалов.
Telegram, который запустился в 2013 году, уже раскрывал свои расходы на мессенджер. Из стенограммы допроса Дурова, который вел юрист SEC Джордж Тенрейро в рамках судебного расследования запуска TON, следует, что в 2019 году компания потратила на поддержание инфраструктуры $190 млн, а в 2020-м — $220 млн. В 2020 году Telegram объявил, что аудитория мессенджера достигла 400 млн пользователей. Тогда источник Forbes, близкий к Telegram, рассказывал, что число пользователей мессенджера сравнимо с числом пользователей Snapchat и Twitter, которые тратят на инфраструктуру более $1 млрд в год.
Получается, что за два года аудитория Telegram выросла в 1,75 раза — с 400 млн до 700 млн пользователей, а расходы на содержание в 2,5 раза — с $220 млн до $540 млн. Forbes отправил запрос в Telegram.
Директор по развитию web-технологий Artezio (входит в группу «Ланит») Сергей Матусевич считает, что суммарные расходы Telegram составляют $200-250 млн в месяц, или $2,4-3 млрд в год. Ранее Telegram запустил платную рекламу, которая должна была покрыть расходы, но ее могло оказаться недостаточно, поэтому мессенджер ввел еще и платную подписку, считает Матусевич. «В итоге Telegram использует на свое финансирование сразу два денежных потока — рекламный и подписной. Это означает, что 3% аудитории подписки покрывают не все затраты, а только часть», — рассуждает он.
Куда уходят деньги
В 2020 году при аудитории в 400 млн пользователей и ежегодных расходах компании в $220 млн, затраты на одного пользователя составляли $0,55 в год. К 2022 году, исходя из аудитории мессенджера в 700 млн и предполагаемой годовой выручке в $540 млн, расходы на пользователя увеличились до $0,77. Этот рост неизбежен из-за увеличения активности пользователя (в среднем он начал потреблять больше трафика и дискового пространства) и инфляции (например, роста стоимости серверного оборудования), отметил источник в Telegram.
Расходы в семьдесят центов в год на пользователя кажутся средними для индустрии: обычно соцсети примерно столько и тратят на инфраструктуру, считает сооснователь United Investors и бывший директор по стратегии и анализу VK (ранее Mail.ru Group) Александр Горный. Telegram может еще больше оптимизировать свои расходы: в отличие от мессенджера, соцсети поощряют пользователя за публикацию фотографий и видео, что значительно увеличивает расходы на сервера, считает Горный.
В последний раз VK публиковала расходы на свои продукты в 2018 году. Тогда, согласно годовой финансовой отчетности, затраты холдинга на соцсеть «ВКонтакте» составили 7,7 млрд рублей, а на остальные соцсети («Одноклассники» и «Мой Мир») — почти 7 млрд рублей. Тогда аудитория «Одноклассников» достигала 71 млн человек, а «ВКонтакте» — 97 млн. Соответственно, расходы компании на одного пользователя для каждой из соцсетей достигали 100,8 рубля ($1,6) и 79,2 рубля ($1,3) в год.
Значительная часть расходов Telegram приходится на оборудование, сообщало издание VTimes (признано СМИ-иноагентом) со ссылкой на финансовую отчетность Telegram за 2018-2020 годы (Forbes также ознакомился с документом). Доля трат на оборудование достигает 35%: компания инвестирует в собственное «железо», чтобы не зависеть от сторонних поставщиков облачных решений. Еще четверть расходов приходится на верификацию пользователей по SMS при регистрации. По 15% расходов приходится на зарплаты сотрудникам и аренду места в центрах обработки данных, еще по 5% — на услуги провайдеров интернет-трафика и техподдержку.
Функционал Telegram давно вышел за рамки мессенджера: сейчас это и видеосервис, и data-сервис для хранения информации, поэтому нагрузка на серверы компании повышается, говорит основатель социальной сети TenChat Семен Теняев. По его мнению, значительная часть расходов Telegram приходится на IT-инфраструктуру, особенно на содержание дата-центров по всему миру, на втором месте — затраты на безопасность данных. Затраты Telegram на команду незначительные, так как количество разработчиков и специалистов службы поддержки невелико, считает Теняев.
Стратегия монетизации
Согласно инвестиционному меморандуму Telegram от декабря 2020 года (есть у Forbes), компания рассматривает разные способы монетизации мессенджера. Основной из них — продажа рекламы. В 2019 году объем рынка мобильной рекламы во всем мире превышал $200 млрд, а к 2023-му он должен достигнуть $400 млрд, что приведет к тому, что на мобильную рекламу будет приходиться 80% всей диджитал-рекламы в мире, говорится в документах Telegram со ссылкой на исследование eMarketer.
Если рост числа активных пользователей Telegram в месяц в течение следующих пяти лет будет сохранять ежегодный темп 40% и если рост просмотров каналов будет соответствовать росту числа активных пользователей в месяц, то Telegram может достичь 1,8 трлн просмотров на своих каналах ежемесячно к концу 2025 года, прогнозировала компания.
Среди дополнительных возможностей для монетизации Telegram называет:
- продажу премиальных стикеров в отдельном маркетплейсе мессенджера. В 2015 году Telegram представил свою платформу для стикеров и к концу 2020 года свои стикеры создали 13 млн художников, а каждый месяц пользователи Telegram отправляют около 3 млрд стикеров, говорится в документе. Продажа стикеров премиум-класса может стать одним из видов монетизации приложений для обмена сообщений, полагают в компании. Например, японское приложение для обмена сообщениями Lime в 2015 году заработало на продаже стикеров $270 млн. Telegram планирует монетизировать свою экосистему стикеров, разработав маркетплейс, где художники могли бы продавать стикеры напрямую пользователям. В обмен на прямой доступ к пользователям создатели стикеров будут делиться доходами от продаж с Telegram.
- дополнительные сервисы для корпоративных клиентов. Спрос на инструменты, которые облегчают удаленную работу команд, вырос во время пандемии 2020 года. Хотя Telegram сейчас не следит за количеством корпоративных клиентов на платформе, к компании обратились крупные бизнес-команды с более чем 10 000 участников, которые уже используют Telegram для координации совместной работы, говорится в меморандуме. Они «выразили заинтересованность» в таких дополнительных функциях, как разделение их чатов в рабочем пространстве и инструменты для управления сотрудниками. В 2021 и 2022 годах Telegram планировал инвестировать в это направление, чтобы брать плату за сервисы для корпоративного использования.
- разделение выручки с администраторами групп. Администраторы, управляющие бесплатными группами в Telegram, могут монетизировать свои сообщества, размещая рекламу вручную, но им не хватает интегрированных автоматизированных инструментов для получения прибыли от своей деятельности, говорится в документе. Telegram намерен предложить администраторам, желающим показывать рекламу в своих сообществах, возможность использовать рекламную платформу Telegram в обмен на передачу части своих доходов от рекламы.
- внедрение игр в чаты. Telegram планирует оптимизировать свою игровую платформу и упростить поиск игр, добавив функции, позволяющие внедрять игры в чаты, говорится в документе. Telegram намерен предложить разработчикам игр, которые решат интегрировать в них рекламу, модель разделения доходов, как только рекламная платформа Telegram станет достаточно крупной.
- платформу социальной коммерции. Глобальный объем s-commerce (подвид e-commerce, когда товары и услуги продаются и продвигаются в соцсетях. — Forbes) вырастет до $604,5 млрд к 2027 году. Telegram намерен предоставить продавцам возможность размещать каталоги товаров с оптимизированными вариантами оплаты и доставки. Хотя в настоящее время компания не планирует брать комиссию за продажи на ее платформе, Telegram ожидает, что дополнительная активность в области электронной коммерции может помочь ей усовершенствовать свою рекламную платформу и повысить спрос на нее среди розничных продавцов.
- аналог Stories в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Пользователи Telegram активно просят компанию добавить возможность публикации коротких видеороликов, следует из документа. В ноябре 2020 года более 70% всех запросов на добавление функции в отзывах на App Store и Google Play были связаны с короткими видеороликами или Stories. Telegram изучает способы интеграции функции, подобной Stories. Если Telegram решит внедрить эту функцию, ожидается, что он сможет пополнить свой рекламный инвентарь полноэкранной видеорекламой, которая исторически стоила в несколько раз дороже обычной рекламы.