Регистрация

Пираты вновь поднимают флаг

6 апреля 223 0

Источник: ComNews.

По итогам 2020 года российский рынок видеопиратства в значительной степени оправился от удара 2019 года. Пираты перегруппировались и перешли в контратаку. Рынок просел по итогам 2020 года, но снижение на 7% не идет ни в какое сравнение с обвалом на 27% по итогам 2019-го. Кроме того, ряд тенденций указывают, что ситуация может повернуться в пользу пиратов уже по итогам текущего года. Это, однако, произойдет в случае, если не будут предприняты определенные меры.

Падение с замедлением

По данным Group-IB, объем российского рынка видеопиратства в 2015 году составил $32 млн. В 2016 году он вырос практически вдвое - до $62 млн, в 2017 году его объем составил уже $85 млн (рост на 21%), в 2018 году - $87 млн (рост на 2,3%). Однако в 2019 году впервые за предыдущие пять лет произошел резкий обвал: заработок интернет-пиратов за год сократился на 27% и в 2020-м продолжил сжиматься. Теневой рынок видеоконтента в 2020 году потерял 7% и с $63,5 млн в 2019-м ушел на отметку $59 млн по итогам года.

Примечательно, что в период с 2015 по 2019 год рост рынка видеопиратства в России значительно замедлился. Если в 2016 году он вырос по отношению к 2015-му практически вдвое, то уже в 2018-м рост составил всего 2,3% по отношению к 2017 году. То есть можно предположить, что насыщение рынка видеопиратства было уже не за горами, и, возможно, преодолев планку в условные $100 млн, он начал бы стагнировать.

Произошедший в 2019 году обвал пиратского рынка эксперты связывают в первую очередь с тем, что были ликвидированы три крупнейших пиратских видеобалансера (CDN) - Moonwalk, HDGO и Kodik. Это, безусловно, большая победа, но дальнейшие события демонстрируют, что выиграна тогда была битва, но не война. Борцы с пиратами фактически не смогли закрепить достигнутый успех, и теперь ситуация может кардинально поменяться, сведя на нет достижения двух последних лет.

Пиратская контратака

Уже вполне очевидно, что пираты оправились от удара 2019 года, перегруппировались и перешли пока в робкую, но контратаку. Да, рынок просел по итогам 2020 года, но это снижение (на 7%) не идет ни в какое сравнение с обвалом 2019-го (на 27%). Иными словами, рынок пиратства откатился по доходам примерно на уровень 2016 года, но судя по тенденциям, проявившимся в 2020 году, ожидать дальнейшего его значительного сокращения стоит только в случае, если будут предприняты определенные меры, о которых чуть ниже.

Сейчас же мы видим, что на смену сгинувшим крупнейшим пиратским видеобалансерам пришел десяток CDN "второй волны". Они, конечно, не в силах обеспечить столь внушительный объем пиратской продукции, но сама тенденция на восстановление экосистемы пиратства не может не вызывать тревогу.

Обратим внимание на еще один тревожный факт. Group-IB сообщает, что "ковидный" 2020 год подогрел интерес самоизолированных россиян к видеоконтенту. В том числе росло их желание посмотреть нелегальный контент. Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года выросло на 12% и составило 11,8 млрд (в 2019 году - 10,5 млрд подобных запросов). В определенные периоды из-за большого наплыва зрителей серверы пиратов даже не выдерживали нагрузок. При этом рынок нелегального видеоконтента в прошлом году продолжил сжиматься, потеряв уже упоминавшиеся 7%. Однако, при условии роста спроса, то, что рынок непременно найдет способы этот спрос монетизировать - лишь вопрос времени. В конце концов, если спрос на пиратский контент вырос, пираты получили еще один козырь при переговорах со своими основными рекламодателями - онлайн-казино и букмекерскими конторами.

Обнуление меморандума

Еще одна тенденция, на которую стоит обратить самое пристальное внимание, заключается в том, что в 2020 году пираты научились оперативно отслеживать удаленные при помощи Антипиратского меморандума ссылки и в автоматическом режиме генерировать новые дубли (с другим URL).

Кстати, это событие - очевидный просчет борцов с пиратами. В истории с Антипиратским меморандумом они потеряли темп и время - самое ценное, что может быть, когда речь идет о противостоянии. Напомним, что подписанный в 2018 году антипиратский меморандум, с участием "Яндекса", Mail.Ru, Rambler, Первого канала, ВГТРК, "СТС Медиа", "Газпром-медиа", обязывал поисковики удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи.

Тогда же авторы и участники меморандума говорили, что этот документ очень скоро превратится в законопроект, а затем и в закон. Однако, судя по всему, подписанты сильно увлеклись выяснением отношений, или отстаиванием своих интересов, или и тем, и другим. Факт остается фактом: прошло два года, а меморандум законом так и не стал. "Яндекс" в марте 2021 года сообщал, что общее количество удаленных ссылок на сайты с пиратским контентом превысило 15 млн. Из них 6 млн удалены из поисковой выдачи за неполные три месяца текущего года. Пиратский контент размещался на более чем 150 тысячах сайтов.

Как мы видим, результат очень неплохой, однако он вполне мог быть и лучше, если бы меморандум (по сути, джентльменское соглашение, ни к каким последствиям за нарушение не ведущее) превратился в закон. А закон - в отличие от меморандума - предполагает четкие условия для всех, на кого он распространяется. А если это правильно сделанный закон, то в нем еще и прописана ответственность за неисполнение. Рискнем предположить, что, если бы поисковикам, работающим в отечественном интернет-пространстве, грозили миллиардные штрафы за неисполнение такого закона, борьба с пиратскими сайтами закипела бы с небывалым доселе размахом. А так, по данным Group-IB, поисковик "Яндекс" по-прежнему остается главным источником для пиратских онлайн-кинотеатров: на него приходится в среднем до 90% их трафика.

В любом случае, ничего не случилось, время потеряно и теперь, когда пираты научились оперативно отслеживать удаленные при помощи Антипиратского меморандума ссылки и в автоматическом режиме генерировать новые дубли, превращать этот меморандум в закон смысла все меньше. Антипиратский меморандум можно фактически множить на ноль, чему, вероятно, втайне порадуются поисковики, которые, судя по всему, не испытывали восторга от всей этой затеи.

Новая надежда

Несмотря ни на что, перспективы продолжения успешной борьбы с видеопиратством есть. Рецепт банален и прост - бей по кошельку. И кое-какие подвижки в этом направлении в текущем году сделаны.

В конце марта 2021 года в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий внесудебную блокировку сайтов, через которые перечисляются деньги в пользу незаконных онлайн-казино и лотерей.

Если этот законопроект не ляжет под сукно и будет принят, жизнь онлайн-казино значительно осложнится, поскольку все банки и платежные системы, которые работают на территории России, а также операторы связи и "Почта России" будут обязаны блокировать денежные переводы от физлиц в пользу онлайн-казино и незаконных лотерей (эти организации будут включены в соответствующий реестр ФНС). В случае неисполнения таких требований законопроектом предусматривается блокировка ресурсов самих платежных организаций.

Таким образом, вполне реальна ситуация, при которой онлайн-казино начнут нести убытки и будут вынуждены пересмотреть свои "медийные бюджеты". Как уже говорилось выше, именно онлайн-казино и букмекерские конторы являются основными бенефициарами рынка интернет-пиратства. По данным Group-IB, именно они спонсируют нелегальное копирование кинопремьер и сериалов, переводы на несколько языков студиями озвучивания, а после публикации ворованного контента размещают в пиратских онлайн-кинотеатрах рекламные баннеры, промокоды и ссылки для привлечения новых игроков.

Активнее нужно бороться и с неосновными рекламодателями пиратских площадок, где зачастую можно увидеть рекламу вполне уважаемых и законопослушных брендов. Если, например, внести изменения в законодательство и прописать в нормативно-правовых актах значительные штрафы для компаний за рекламу продуктов или услуг на пиратских ресурсах, то это подстегнет менеджеров по рекламе (дорожащих своим рабочим местом) более тщательно выбирать площадки для размещения рекламы или пристальнее приглядеться к рекламным агентствам, с которыми работает компания.

Борьба с пиратством - процесс, а не разовое действие. Потеря времени или активности, а также увлеченность кого-то из борцов отстаиванием своих интересов в ущерб общему делу неминуемо приведут к тому, что инициативу перехватит противник.

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных