Регистрация

Финансирование российских блокчейн-разработок урезали в пять раз

23 марта 2021 984 0

Источник: CNews.

Дорожная карта «Технологий распределенных реестров»

В распоряжении CNews оказалась дорожная карта развития технологий распределенных реестров (ТРР), подготовленная госкорпорацией «Ростех» в рамках соглашения с правительством. Документ был утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Технологии распределенных реестров (ТРР) представляют собой группу методов по созданию, ведению критически важных или общественно значимых баз данных и использующих их информационных систем. Ключевой особенностью ТРР является применение принципа децентрализации в задачах принятия решений о внесении новых данных, хранения и доступа к ним. Целостность данных и программ, занимающихся их обработкой, обеспечивается математической функцией шифрования (хеширования).

Применение ТРР обеспечивает доказуемую степень доверия к ИС за счет прозрачности верификации данных, защиты от несанкционированных изменений, высокого уровня конфиденциальности данных, а также прослеживаемости жизненного цикла создания и модернизации информационных систем на предмет недекларированных возможностей. Самой известной из технологий распределенных реестров является блокчейн.

В эпоху тотальной платформизации остро стоит вопрос доверия пользователей к любого рода информационным системам, особенно использующим их персональные данные. В свою очередь, применение ТРР способно обеспечить доказуемую степень доверия к ИС, в том числе за счет технологического устранения экономической выгоды подмены данных. Реализация дорожной карты позволит снизить порог входа на рынок для новых разработчиков информационных систем и сервисов, существенно снижающих транзакционные издержки всех участников.

Сейчас ТРР широко пилотируются и используются по всему миру. Крупные компании интегрируют и используют решения на основе ТРР для отслеживания грузов и запасных частей, проведения сделок торгового обеспечения и межбанковских платежей, трансграничных платежей и государственных аукционов, для подтверждения подлинности товаров и взаиморасчетов коммерческих организаций. Тем не менее, применение технологии этим не ограничивается.

В России технологии распределенного реестра активно используется для сделок торгового финансирования, для обеспечения сделок «поставки против платежа», для торговли билетами, для отслеживания запасных частей и материалов, сырья и товаров повседневного потребления. В рамках плана мероприятий дорожной карты существенный объем поддержки предполагается направить на реализацию проектов разработки и последующего пилотирования отраслевых технологических решений. Это связано с особенностями существующего технологического рынка и текущей стадией его жизненного цикла.

Как будут сокращать расходы на ТРР

Впервые дорожная карта развития технологий распределенных реестров была утверждена в 2019 г. в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика». Тогда предполагалось, что объем затрат на реализацию мероприятий дорожной карты составит ₽78,3 млрд в период до 2024 г. Из этой суммы федеральный бюджет должен был выделить ₽20,9 млрд, а внебюджетные источники — еще ₽57,4 млрд руб.

Затем правительство заключило соглашение с «Ростехом» о разработке новой дорожной карты на данную тему. Первая версия этого документа была представлена в конце 2019 г. Она предполагала меньший объем затрат — ₽36,45 млрд руб.

В итоговой версии документа объем затрат был снова урезан: он составит ₽15,7 млрд в период до 2024 г. включительно. Из этой суммы федеральный бюджет выделит ₽10,1 млрд, внебюджетные источники — ₽5,6 млрд. Таким образом, по сравнению с первой дорожной картой по развитию технологий распределенных реестров объем затрат сократился в пять раз.

Большая часть суммы финансирования из федерального бюджета — ₽9,2 млрд руб — пойдет на обеспечение финансирования проведения научно-исследовательских работ, создание технологических и отраслевых платформ, а также приложений и сервисов на их основе. Финансирование будет предоставляться через институты развития.

Центр компетенций технологий распределенных реестров

Также в целях предоставления услуг в сфере развития ТРР и продуктов и решений на основе технологии, а также координации взаимодействия бизнес-сообщества, научно-образовательных организаций, органов государственной власти и иных сообществ, требуется создание и обеспечение работы центра компетенций по ТРР на базе автономной некоммерческой организации, которой потребует государственная поддержка в размере ₽900 млн.

Функциями центра компетенций будут: консолидация компетенций и экспертизы в части стратегического развития ТРР; координация развития технологической инфраструктуры, которая позволит участникам рынка на порядок увеличить количество проектов по внедрению ТРР в приоритетные отрасли экономики за счет снижения стоимости и увеличения скорости реализации проектов при гарантируемом соблюдении качества; создание условий для ускоренного развития ТРР за счет гармонизации существующих и создаваемых технических стандартов, НСИ, MDM, SDK, BaaS, API и т.д.; подготовка рекомендации ФОИВам и институтам развития по механизмам реализации мер поддержки проектов ТРР на всех этапах их жизненного цикла;

Кроме того, в числе функций центра компетенция обозначены разработка системного подхода к сегментации рынка ТРР, прогнозированию темпов роста сегментов и обеспечению компаний рынка ТРР необходимой экономической и технической аналитикой; создание консорциума с лидирующими компаниями рынка ТРР для организации экономической и технологической кооперации; увеличение скорости модернизации отечественных отраслей экономик и сфер жизнедеятельности за счет рентабельного внедрения ТРР; создание условий для возможности применения бизнес-моделей, приводящих к кратному росту капитализации российских компаний рынка ТРР и рентабельному импортозамещению всего спектра платформ, приложений и сервисов; обеспечение интеграции платформ ТРР с государственными информационными системами.

Также центр компетенций займется утверждением законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на достижение следующих целей: определение возможности упрощенного пилотного внедрения (цифровые песочницы); закрепление статуса отечественного программного обеспечения (глоссарий, коды ТНВЭД и ОКПД и пр.) приложений и сервисов на базе ТРР; устанавливающих архитектуру и организацию информационной безопасности информационных систем с применением ТРР; установление возможности снижения затрат на оплату труда для компаний, осуществляющих деятельность по разработке, внедрению и использованию ТРР; упрощение процедуры государственной регистрации права интеллектуальной собственности на результаты НИР/НИОРК в области ТРР.

Нефинансовые меры поддержки технологий распределенных реестров

Помимо финансовых мер поддержки, в дорожной карте предусмотрены нефинансовые меры. Ключевыми из них можно назвать создание рабочей группы руководителей ИТ-ассоциаций и их комитетов по направлению развития ТРР; создание маркетплейса апробированных и типизированных смарт-контрактов для платформ, разработанных с использованием отечественных решений в области ТРР: создание платформы акселерации стартап-проектов, разрабатывающих прикладные решения с использованием ТРР; создание платформы образовательного контента ТРР; создание отраслевых рабочих групп по разработке и внедрению решений, основанных на ТРР, в приоритетных отраслях и сферах жизнедеятельности; разработка совместно с институтами развития методики бесшовной поддержки проектов на базе ТРР на всех этапах реализации.

Кроме того, в числе запланированных нефинансовых мер поддержки значатся разработка НПА, позволяющих в ускоренном режиме аттестовать и сертифицировать прикладные сервисы при условии успешного прохождения ими набора автоматизированных тестов, наличия необходимого уровня покрытия кода тестами и проведения экспертного аудита; заключение соглашений, направленных на реализацию совместных проектов по внедрению решений на базе ТРР с партнерами в рамках ЕАЭС и другими партнерами в России; внесение изменений в региональные программы цифрового развития и иные программы субъектов федерации с учетом инициатив по пилотированию и внедрению решений и сервисов на базе ТРР.

Цели и задачи дорожной карты технологий распределенных реестров

Мероприятия дорожной карты направлены на достижение следующих целей: создание условий для развития ТРР, в том числе на создание благоприятной регуляторной среды посредством преодоления нормативно-правовых барьеров и гармонизации существующих и создаваемых стандартов; обеспечение условий для создания коммерчески успешных компаний с полным спектром отечественных продуктов, сервисов и решений на базе ТРР; развитие технологической инфраструктуры и разработка технологических инструментов, развитие технологии в целях расширения возможностей применения технологических решений и максимизации эффектов использования решений; развитие конкурентных преимуществ отечественных отраслей за счет внедрения технологических решений на базе ТРР.

Дорожная карта предполагает создание отечественных технологических и отраслевых платформ, приложений и сервисов на их основе при поддержке организационной и координационной инфраструктуры технологического рынка в форме ЦК.

Основными направлениями развития ТРР и решения научно-прикладных задач станут повышение уровня децентрализации распределения вычислительных мощностей и ресурсов систем распределенного реестра; увеличение пропускной способности; повышение кибербезопасности систем в части обеспечения защиты от захвата ресурсов/вычислительных мощностей сети; разработка группы инновационных решений в области технологий обеспечения целостности и непротиворечивости данных; увеличение количества поддерживаемых системами распределенного реестра языков программирования; снижение требований к вычислительным мощностям полных нод; увеличение количества готовых к внедрению протоколов организации и синхронизации данных, в том числе за счет использования открытого программного кода; сокращение среднего срока аудита смарт-контрактов; увеличение количества стандартизированных протоколов для обращения к внешним данным и интероперабельности; разработка комплекса технических решений и инструментов для управления командами в рамках проектной деятельности по созданию систем с использованием технологий распределенных реестров.

По всем продуктам работы будут завершаться проведением пилотных проектов и реализацией проектов внедрения решений в промышленную эксплуатацию. В рамках дорожной карты были определены приоритетные отрасли экономики и сферы жизнедеятельности для применения отечественных решений и разработок в области ТРР: государственное управление, здравоохранение, транспортировка и хранение, производство, энергетика, транспорт и логистика, интеллектуальная собственность, страхование, финансы, ИТ-разработка, геоданные, строительство, туризм, ЖКХ, торговля, экология.

В целях развития технологических решений и государственных информационных систем, обеспечения прозрачности истории и неизменности персональных и чувствительных данных, решения базе ТРР будут внедрены в большинство информационных систем всех приоритетных отраслей и сфер жизнедеятельности.

Три элемента рынка технологий распределенных реестров

В рамках дорожной карты предусматривается целевая модель организации и устройства рынка, составляющая из трех элементов. Первый — технологические платформы, позволяющие участникам рынка ТРР разрабатывать свои решения быстрее, дешевле, с гарантированным уровнем качества и доказуемой степенью доверия. Данные платформы обеспечивают интероперабельность всех существующих и создаваемых решений.

Второй — отраслевые цифровые платформы, позволяющие всем игрокам рынка ТРР создавать решения с учетом специфики отдельно взятых отраслей, что, в свою очередь, дает возможность участникам экономических отношений этой отрасли существенно снижать транзакционные издержки на типовые бизнес-процессы и применять новые бизнес-модели, повышающие их маржинальность и капитализацию. Данные платформы обеспечивают экономическую эффективность отраслей и синергию от применения различных решений в рамках каждой отрасли.

Третий элемент — широкий круг разработчиков отдельно взятых приложений и сервисов, имеющих доступ как к технологическим, так и к отраслевым платформам. Эти разработчики имеют возможность быстро и дешево разрабатывать свои финальные решения, выходить с ними в конкретные отрасли и получать меры поддержки от институтов на большое количество приложений и сервисов в области ТРР.

Прогноз развития рынка технологий распределенных реестров

По прогнозам авторов дорожной карты, в области технологических платформ объем мирового рынка увеличится с $541 млн в 2019 г. до $7,24 млрд в 2024 г., объем российского рынка — с ₽617 млн до ₽25,16 млрд. В области отраслевых платформ объем мирового рынка увеличится с $792 млн до $9,15 млрд, объем российского рынка — с ₽961 млн до ₽31,24 млрд. В области «Приложения и сервисы» объем мирового рынка увеличится с $1,44 млрд до $17,45 млрд, объем российского рынка — с ₽2,09 млрд до ₽58,7 млрд.

Объем производства и продаж на внутреннем и внешнем рынках продукции (товаров, работ, услуг), основывающейся, в том числе, на отечественных технологиях распределенных реестров, увеличится с ₽2,9 млрд в 2019 г. до ₽453,5 млрд в 2030 г. Совокупная доля российских компаний на мировом рынке решений на базе ТРР за этот период увеличится с 1,6 % до 4,9%.

Объем продаж российских компаний на внешнем рынке решений на базе технологий распределенных реестров составит ₽99,2 млрд (сейчас — 0). В том числе в области технологических платформ объем продаж составит $55 млн, в области отраслевых платформ — $69 млн, в сфере «Приложения и сервисы» — $129 млн.

Объем продаж российских компаний на внутреннем рынке решений на базе ТРР увеличится с ₽2,9 млрд до ₽361,3 млрд. В том числе в части технологических платформ объем продаж вырастет с ₽500 млн до ₽46,8 млрд, в части отраслевых платформ — с ₽800 млн до ₽89,2 млрд, в области «Приложения и сервисы» — с ₽1,7 млрд до ₽225,3 млрд.

Интегральный показатель, отражающий уровень развития технологий (УГТ) в России, вырастет с «5» до максимально возможного — «9». К 2030 г. в России появится одна компания-«единорог», чья капитализация превысит $1 млрд.

Объем инвестиций в основной капитал российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе технологий распределенных реестров, в период 2019-2024 гг. составит ₽144,3 млрд. В том числе объем предоставленного посевного финансирования составит ₽17,2 млрд, объем предоставленного венчурного финансирования — ₽83,6 млрд, объем предоставленных прямых инвестиций — ₽41,6 млрд.

Объем затрат на исследования и разработки российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе ТРР, составит за данный период ₽13,9 млрд. На фундаментальные и поисковые исследования будет выделено ₽2,2 млрд, на прикладные — ₽11,1 млрд, а на опытно-конструкторские работы — ₽800 млн.

Ожидается, что к 2024 г. 430 специалистов закончат магистратутру (специалитет) по данному направлению. Количество привлеченных в соответствующих проектах специалистов, имеющих высший рейтинг в глобальном разрезе, составит 4,8 тыс., а число привлеченных международных специалистов — 1125 человек.

Доля патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами по процедуре РСТ (договор о патентной кооперации), в общем количестве ежегодно регистрируемых патентов по соответствующим отраслевым рубрикаторам увеличится с 0,1% в 2019 г. до 5% до 2030 г. Количество этих патентов к 2024 г. составит 422.

Доля публикаций российских резидентов в общемировом количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, по соответствующим отраслевым рубрикаторам увеличится с 3% в 2019 г. до 10% в 2030 г. К 2024 г. их число составит 2,01 тыс. Средняя цитируемость публикаций российских резидентов в научных журналах увеличится с 55 в 2019 г. до 1,9 тыс. в 2024 г.

Помимо этого, к 2024 г. будет создано пять технологических и отраслевых платформ в высокотехнологичной области «Технологии распределенных реестров». Будет обеспечена экспортная поддержка реализации 71 проекта и исследования по разработке и внедрению технологических и отраслевых цифровых платформ, приложений и сервисов.

Количество слушателей, прошедших обучение пользованию функционалу технологических или отраслевых цифровых платформ в области ТРР, составит 4,8 тыс. Также будут проведены 22 научно-исследовательские работы в этой сфере.

Миллиарды на ТРР-проекты и платформы

Наиболее дорогостоящим мероприятием дорожной карты является поддержка различных проектов, общее число которых должно составить не менее 250. На эти цели планируется направить ₽5,18 млрд. Данную сумму примерно поровну поделят между федеральным бюджетом и внебюджетными источниками.

Проекты будут направленных на достижение следующих целей: разработка специализированных отраслевых приложений, сервисов на базе отраслевых и технологических платформ распределенных реестров, в том числе на этапах проектирования, прототипирования и тестирования; интеграция государственных информационных систем, технологических и отраслевых платформ, приложений, сервисов на базе ТРР; разработка отраслевых стандартов моделей данных, обмена данными и реализующих их программных библиотек для разработки программного обеспечения (SDK); ускорение стандартизации, сертификации, аккредитации приложений, сервисов и ПО через технологические или отраслевые платформы распределенных реестров; разработка специализированных учебных курсов и программ на платформе образовательного контента по ТРР.

Следующее по объему вложений мероприятие — разработка специализированных облачных платформ в приоритетных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности: государственное управление, здравоохранение, производство, энергетика, транспорт, логистика, интеллектуальная собственность, страхование, финансы, ИТ-разработка, геоданные, строительство, туризм, ЖКХ, торговля, экология и др.

Должно быть создано не менее 10 отраслевых платформ с использованием ТРР. На эти цели будет направлено ₽2,34 млрд. Из этой суммы федеральный бюджет выделит ₽1,07 млрд, а внебюджетные источники — ₽1,3 млрд.

Третье по объему финансирования мероприятие — поддержка проектов финансового рынка, которых должно быть не менее 30. На это потратят ₽1,3 млрд, вклад федерального бюджета и внебюджетных источников будет равнозначным.

Эти проекты будут направлены на достижение следующих целей: создание и внедрение платформ, реализующих открытые, забытые, гибридные, федеративные и другие сети на основе технологии распределенных реестров для финансовых сервисов; разработка и внедрение технологических решений для сделок торгового обеспечения и финансирования, включая факторинг, с использованием систем распределенных реестров; внедрение новых финансовых и страховых решений на базе технологий распределенных реестров для персонального и коммерческого использования; разработка и пилотирование решения для отслеживания состояния лизинговых активов на основе ТРР; разработка решений с использованием алгоритмов с нулевым разглашением на базе ТРР.

Следующее мероприятие — создание интеграционной платформы, реализующей интеграцию с целевыми информационными системами. На эти цели будет направлено ₽690 млн, большая часть данной суммы — ₽560 млн — будет взята из федерального бюджета.

В рамках данного мероприятия будут осуществлены: разработка и реализация изменений в нормативно-правовой базе для реализации упрощенного порядка подключения конечных сервисов к данной интеграционной платформе; разработка поверх данных интеграций стандартизированных оракулов и доверенных сервисов; проведение исследования технологического ландшафта ГИС (а также других систем ФОИВ, РОИВ и отраслевых платформ) и существующих интеграционных инструментов (СМЭВ, СМЭВ 2, СМЭВ 3 и др.); определение перечня приоритетных информационных систем и платформ для интеграции, исходя из приоритетных для внедрения сервисов с использованием технологий распределенных реестров в отраслях экономики России и опубликование дорожной карты интеграции систем; модернизация и поддержка интеграционной платформы в рамках развития ТРР.

На разработку комплекса технических решений и инструментов для управления командами в рамках проектной деятельности по созданию систем с использованием ТРР будет выделено ₽400 млн. Речь идет об обеспечении прозрачности и прослеживаемости процесса создания исходного кода как самих систем распределенного реестра, так и смарт-контрактов, создании инструментов для отображения взаимодействия команд и ведения системы учета затрат, модернизации и поддержке комплекса технических решений в рамках развития технологии распределенных реестров. Созданный инструментарий позволит постоянно увеличивать ведение одновременных проектов по разработке за счет снижения итоговой стоимости реализации проектов не менее чем на 10%.

Облачные сервисы и магазины приложений для ТРР

На разработку облачного сервиса хранения и обработки геоданных и данных с географической привязкой на основе технологий распределенных реестров и решений с открытым исходным кодом будет потрачено ₽375 млн. Речь идет о следующих направлениях: разработка многостороннего маркетплейса, обеспечивающего создание и накопление первичных данных, маркетплейса приложений по обработке исходных данных и прикладных решений, использующих эти данные; обеспечение сквозной прослеживаемости обращений к данным; разработка и принятие нормативно-правовых актов, придающих юридическое значение геоданным, накапливаемым на платформе; создание SDK и инструментов разработчика с открытым исходным кодом, позволяющих сторонним разработчикам создавать приложения, оперирующие геоданными.

Интеграция комплекса технических решений и инструментов обеспечения прозрачности и прослеживаемости процесса и истории создания исходного кода в технологические и отраслевые платформы, разрабатываемые в рамках реализации дорожной карты интернета вещей, потребует затрат в размере ₽355 млн.

Создание платформы акселерации стартап-проектов, разрабатывающих прикладные решения с использованием технологии распределенного реестра, потребует инвестиций в размере ₽230 млн. Речь идет о следующих направлениях: техническая и организационная интеграция с платформой образовательного контента, платформой разработки и автоматизированного тестирования и сертификации, с сообществом профессионалов и облачной платформой хостинга распределенного реестра (BaaS); предоставление стартапам грантов на услуги платформ, входящих в экосистему; разработка и проведение программ акселерации с привлечением отраслевых партнеров в качестве экспертов и инициаторов задач; принятие нормативно-правовых актов по обеспечению для проектов акселерационной платформы возможности работать в режиме «цифровой песочницы».

На разработку типового облачного сервиса цифрового следа с применением технологий распределенного реестра и решений с открытым исходным кодом будет выделено ₽205 млн. Речь идет о создании SDK и инструментов разработки с открытым кодом, позволяющих сторонним разработчикам встраивать возможности создания цифрового следа в свои приложения, а также о модернизации и поддержке облачного сервиса цифрового следа в рамках развития технологии распределенных реестров.

Развитие юридически значимого документооборота, обеспечивающего отслеживание товарооборота, регистрации логистических и учетных событий, а также условий хранения на базе технологии распределенного реестра, обойдется в ₽200 млн. Благодаря этому накладные расходы на логистику грузов сократятся более чем на 20%.

Аналогичная сумма будет направлена на создание и интеграцию решений на базе систем распределенного реестра в процессы бронирования и резервирования транспортных услуг.

₽190 млн потратят на разработку типового магазина BaaS-приложений, интегрируемого с типовой специализированной отраслевой облачной экосистемной платформой. Речь идет о разработке инструментов создания приложений без навыков программирования, в том числе инструментов создания смарт-контрактов, а также интеграции с инструментами аудита и автоматизированного тестирования приложений. В магазине должно быть опубликовано не менее 1 тыс. приложений сторонних разработчиков.

₽155 млн будут направлены на разработку и сертификацию облачного сервиса управления нормативно-справочной информацией (Master Data Management, MDM) на основе существующих решений с открытым исходным кодом. Речь идет о следующих направлениях: обеспечение прослеживаемости истории изменений и доступа к данным на чтение, поддержка возможности использования данных в системе в качестве оракула для бизнес-транзакций, в том числе возможности доказательства того, какие именно данные были получены при обращении к системе; разработка инструментов фиксации в качестве смарт-контрактов не только нормативных данных, но и нормативно-регуляторных правил; разработка и принятие НПА, позволяющих использовать отраслевые внедрения данной платформы в качестве источника юридически значимой информации.

₽135 млн будут направлены на разработку и сертификацию облачного сервиса хранения данных с применением распределенного реестра для хранения файловой таблицы на основе существующих отечественных решений с открытым исходным кодом. Речь идет об обеспечении прослеживаемости доступа к данным (чтение и запись), поддержке шифрования хранимых данных, разделении данных по различным уровням доступа с возможностью предоставления прослеживаемого доступа отдельно к частям данных.

Аналогичная сумма будет потрачена на разработку решения на базе технологии для учета финансовой и иной поддержки населения в рамках программы адресной продовольственной поддержки населения.

₽120 млн будет потрачено на разработку облачного сервиса управления объектами интеллектуальной собственности и маркетплейса таких объектов на основе технологий распределенных реестров и решений с открытым исходным кодом. Речь идет о достижении следующих целей: обеспечение цифрового отчуждения имущественных прав на объекты и передачи разовых или многоквартирных прав на использование объектов интеллектуальной собственности; фиксация фактов использования и оплаты за использование прав в распределенном реестре; разработка биржевого сервиса для масштабной торговли и обмена типовыми цифровыми активами, в том числе представляющими собой реальные товары и сырье; разработка и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих корректный юридический статус такого использования объектов интеллектуальной собственности; интеграция с системами и платформами цифрового проектирования и с платформой разработки программного обеспечения для обеспечения фиксации прав и артефактов и обеспечения их вовлечения в хозяйственный оборот через облачный маркетплейс объектов интеллектуальной собственности.

₽115 млн будет направлено на разработку и опубликование на портале семейства специализированных отечественных отраслевых стандартов данных для распределенных реестров (должно быть опубликовано не менее чем 10 отраслевых стандартов данных). Схожая сумма будет потрачена на разработку и сертификацию модуля OLAP для платформы, разработанной с использованием отечественных решений в области технологии распределенных реестров.

₽90 млн потребуется на разработку и сертификацию готовых инструментов, обеспечивающих валидацию данных и достижение консенсуса среди участников по данным, загруженным из внешних данных. ₽80 млн будет потрачено на разработку перспективных технологий и методов организации и синхронизации данных в системах распределенного реестра, в том числе новых топологий сетей.

₽70 млн выделят на разработку стандартизированных оракулов для ключевых отечественных отраслей. К 2021 г. должно быть разработано не менее 100 оракулов для обращения к внешним данным.

По ₽65 млн израсходуют на два мероприятия: создание отечественных систем хранения приватных ключей, в том числе для подписывания транзакций в децентрализованных системах, созданных с использование отечественных решений в области ТРР, а также проведение исследований и разработка методов, алгоритмов, протоколов, обеспечивающих оптимальное использование вычислительных мощностей узлов сети в процессах верификации и валидации записей в распределенных реестрах.

По ₽60 млн потратят еще на три мероприятия: проведение исследования в отношении систем распределенного реестра с целью повышения устойчивости к атакам с использованием квантового компьютера; разработку распределенной инфраструктуры открытых ключей на основе технологии распределенных реестров; разработку и сертификацию криптографических протоколов, обеспечивающих конфиденциальность данных в распределенном реестре.

₽55 млн потребуется на разработку алгоритмов финализации транзакций и блоков в распределенных реестрах с вероятностной завершенностью с целью обеспечения безопасности исторических данных.

ТРР для контроля выборов, ЖКХ и маркировки товаров

По ₽50 млн будет направлено на шесть мероприятий. В их числе: проведение исследований и разработка методов, алгоритмов, протоколов консенсуса, обеспечивающих достаточный уровень децентрализации и гарантирующих безопасность, доступность и работоспособность в условиях технических и «византийских» сбоев; проведение доработки лидирующих систем распределенного реестра с открытым исходным кодом в соответствии с системой сертификации средств криптографической защиты информации; разработка инструментов создания смарт-контрактов (конструкторов), семантически приближенных к естественному языку; разработка протоколов и инструментов обеспечения безопасности, достоверности и конфиденциальности данных, поступающих из внешних к распределенному реестру источников.

Также в этом перечне значится еще два мероприятия: разработка алгоритмов и инструментов на их основе для автоматической проверки создания и исполнения смарт-контрактов и систем, исполняющих смарт-контракты, на отсутствие программных и алгоритмических ошибок, включая верификацию программного и аппаратного окружения; разработка и внедрение модуля электронного голосования с идентификаций, аутентификацией участников с использование отечественных решений в области технологии распределенных реестров с целью подтверждения достоверности результатов голосований. Частью последнего мероприятия является внедрение электронного голосования с обеспечением анонимности и конфиденциальности участников.

По ₽45 млн направят на два мероприятия: проведение исследований и разработка методов, алгоритмов, протоколов, платформ распределенного реестра, обеспечивающих высокую пропускную способность сети (не менее чем 5 тыс. транзакций в секунду); разработка требований к защите информации в части обмена цифровыми правами.

По ₽40 млн выделят на четыре следующих мероприятий: проведение исследований и разработка методов и технологий защиты криптографических ключей (в том числе с использованием мобильных устройств, отчуждаемых носителей, HSM, разбиение ключей с последующей сборкой); проведение исследований и разработка методов, алгоритмов, протоколов, обеспечивающих криптографическую гибкость (использование различных криптографических средств защиты информации); разработка технических стандартов отраслевых и системных смарт-контрактов; разработка потенциального ландшафта применения технологии в части расширения количества поддерживаемых системами распределенного реестра языков программирования. В рамках последнего мероприятия должны быть разработаны компиляторы, поддерживающие не менее 10 языков программирования, используемых для разработки систем распределенного реестра и смарт-контракта.

Четыре мероприятия обойдутся в ₽35 млн каждое. Это исследование способов и разработка инструментов обеспечения интероперабельности отечественных платформ и решений и наиболее популярных зарубежных платформ и решений; проведение исследований и разработка методов, алгоритмов параметрического (гибкого) поиска данных внутри распределенного реестра с использованием базового программного обеспечения; проведение исследований и разработка методов, алгоритмов мониторинга транзакций в системах распределенных реестров; проведение исследования технологического рынка и разработка технологического ландшафта с целью формирования проекта разработки технологических платформ с использованием отечественных решений в области технологии распределенных реестров.

Еще 16 мероприятий, связанных с ТРР, потребуют затрат в размере ₽27 млн каждое. В их числе: интегрирование ТРР в ФГИС ЕГРН; интегрирование ТРР в системы маркировки товаров; разработка сервиса учета и распределения коммунальных платежей, объединяющего собственников, управляющие компании или ТСЖ, ресурсо-снабжающие организации, органы соцзащиты населения и региональные ЕИРЦ; разработка и внедрение решения для сбора, учета и контроля потребления ресурсов сектора ЖКХ (газ, электричество, горячее и холодное водообеспечение), разработанного с использованием отечественных решений в области приборов учета; создание системы контроля за расходованием бюджетных субсидий; разработка платформы для мониторинга экологической ситуации для обеспечения доверия населения к результатам экологического мониторинга; разработка решения в области фиксации заявок для получения доступа к ограниченному ресурсу с последующим ранжированием заявок по данным критериям согласно методике, прописанной в смарт-контракте; разработка универсального решения в области предоставления гражданам справок и выписок, выдаваемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти; разработка решения для заключения и отслеживания типовых договоров ГПХ; разработка решения для формирования, выдачи, обработки и хранения лицензий и сертификатов.

Также в данном перечне значится разработка следующих решений, созданных на базе технологий распределенных реестров: решение для интеграции с системой электронной трудовой книжки; решение для учета академических показателей учащихся высших и средне-специальных учебных заведений; решение по интеграции технологии в процессы хранения и обмена данными цифровой идентичности физических и юридических лиц; решение для контролируемого и санкционированного сбора и передачи медицинской информации пациентов; решение в области здравоохранения для контроля жизненного цикла оказания социально значимых услуг; разработка информационной системы по контролю производства и оборота компонентов, по управлению качеством высокотехнологичной продукции для всех участников жизненного цикла дискретного производства, в том числе с применением средств машиносчитываемого маркирования; разработка решения, обеспечивающего полный цикл учета/перемещения/использования изделий и их элементов (запчастей) с распределенным реестров прав и объектов интеллектуальной собственности и контроля чистоты интеллектуальных прав (включая авторские и патентные) в процессе производства и сбыта изделий; решения для учета и контроля добычи, генерации, обработки, поставки и потребления энергоресурсов.

Кроме того, в общем плане мероприятий по развитию технологий распределенных реестров значатся: разработка технологических решений для выпуска и оборотов цифровых прав цифровых финансовых активов и цифровых прав; масштабирование решений для цифровых аккредитивов; масштабирование решения для электронных закладных; разработка решения для цифровых банковских гарантий; реализация финансовых сервисов на пространстве ЕАЭС; разработка сервисов для обмена финансовыми сообщениями и совершения расчетов.

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных