Власти поддержат российскую ИТ-отрасль послаблениями по уголовным статьям и новыми льготами
Источник: CNews.
Второй пакет принимает очертания
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко проведет 18 марта встречу с представителями российского технологического рынка, где планируется обсуждение второго пакета мер поддержки российской ИТ-индустрии, сообщило издание VTimes со ссылкой на информацию федерального чиновника. Факт готовящегося обсуждения нового пакета и реализации его мероприятий изданию также подтвердили представители Чернышенко и Минцифры. По их словам, документ будет утвержден по итогам совещания.
В список предложений второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли, в частности, предлагается включить освобождение ИТ-предпринимателей от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах, открытие ИТ-бизнесу доступа к обезличенным данным государственных инфосистем, ряд новых налоговых льгот, особые условия для самозанятых программистов и разработчиков, а также дальнейшее стимулирование импортозамещения и ряд других мероприятий.
Как ранее сообщалось, в середине марта 2021 г. глава Минцифры Максут Шадаев озвучил прогноз о том, что второй пакет мер поддержки российской ИТ-отрасли может быть принят до конца марта 2021 г.
ИТ-отрасль и уголовный кодекс
Во второй пакет поддержки отечественной отрасли могут войти меры по освобождению ИТ-предпринимателей от уголовной ответственности при условии выплаты штрафов и возмещения нанесенного ими ущерба. По мнению чиновников, предлагающих такие послабления, эта мера позволит радикально – в пять раз — уменьшить число уголовных дел в отношении ИТ-предпринимателей.
По мнению Антона Гусева, руководителя практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner Russia, следует отличать ответственность компаний, выплачивающих штрафы при привлечении к административной ответственности, и ответственность топ-менеджеров и сотрудников, которые могут привлекаться и в рамках уголовной ответственности.
В настоящее время в Уголовном кодексе предусмотрено назначение штрафа в качестве основного и дополнительного вида наказания – то есть, в том числе, вместе с лишением свободы. По мнению Гусева, есть смысл не акцентироваться именно на ИТ-компаниях, а работать над либерализацией мер пресечения по предпринимательским статьям в целом.
Во втором пакете также предлагается уточнить порядок применения мер пресечения, в том числе, заключения под стражу при рассмотрении уголовных дел.
Госданные – ИТ-бизнесу
Во второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли также может быть включена база нормативных правовых актов, которыми будет оформлен порядок создания и использования государственного репозитария персональных данных граждан, с допуском к нему разработчиков решений в области искусственного интеллекта (ИИ). В любом случае, в хранилище будут передаваться только деперсонифицированные (обезличенные) данные, подчеркивается в проекте.
Ранее Ассоциация больших данных России, в которую входит ряд крупных банков, ИТ-компаний и операторы связи, выступила с предложением к Правительству о предоставлении бизнесу данных государственных информационных систем в рамках стратегии развития российского рынка больших данных до 2024 г.
Еще больше налоговых льгот
В новый пакет мер поддержки могут быть включены налоговые льготы, предоставляемые ИТ-компаниям с учетом их доходов от рекламной деятельности. В рамках первого налогового маневра льготы получили только компании, не менее 90% выручки которых приходится на продажи ПО. Таким образом, под маневр не попал ряд крупных компаний, частично зарабатывающих на рекламе, в том числе, «Яндекс».
Во второй пакет также могут быть включены налоговые льготы для разработчиков игр – на это, в частности, рассчитывает Mail.ru Group, а также инвесторы, вкладывающие средства в компьютерные, мобильные и онлайн-игры.
Для ИТ-компаний также может быть введена льгота по инвестиционному налоговому вычету по расходам на софт и оборудование, представленные в российских реестрах. Льгота может затронуть инвестиции в приобретение оборудования, модернизацию и реконструкцию производства, пишет издание. При этом до 90% затрат по решению региональных властей можно будет вычесть из региональной части налога (17 п. п. из 20%), еще 10% — из федеральной.
В списке новых предложений по льготам также фигурирует идея распространить специальные инвестиционные контракты (СПИКи) на ИТ-отрасль. Сейчас этим пользуются главным образом промышленные компании для локализации производства, получая взамен налоговые льготы, гарантии неизменности законов и даже субсидии.
Помощь самозанятым программистам
Для категории самозанятых, где, по данным ФА, достаточно много программистов и разработчиков, может быть повышена планка максимального дохода – с нынешнего «потолка» 2,4 млн руб. до 5 млн руб. в год.
Помимо этого, в новом пакете поддержки отрасли рассматривается вопрос введения так называемого «цифрового резидентства» для ИТ-компаний и независимых программистов, вне зависимости от места их работы или проживания.
Пока что детали этой инициативы неясны, однако по словам Рустама Вахитова, партнера «Кроу экспертиза», механизм «цифрового резидентства» в Эстонии, например, позволяет компании или частному лицу открывать в стране компании, банковские счета, заключать сделки в качестве местной компании даже не приезжая в Эстонию. Впрочем, жесткие правила закона против отмывания денег вынуждают банки отказываться от работы с такими резидентами.
Речь также может идти о налоговом резидентстве, однако и здесь могут начаться сложности в случае, если сразу две страны будут считать человека своим резидентом, отметил Вахитов.
Дальнейшее вытеснение импорта
К уже действующим правовым директивам, предписывающим госкомпаниям иметь точные планы перехода на российский софт и регулировать его доли по каждому типу ПО, в рамках нового пакета предложений планируется добавить запрет на покупку и продление техподдержки иностранного ПО и оборудования при наличии аналогов в реестрах отечественного софта или радиоэлектроники.
В плане это ограничение помечено для «отдельных видов юридических лиц», но без уточнения каких именно.
Государственные инфосистемы – в коммерческие ЦОДы
В новый пакет предлагается включить отказ от инвестиций из госбюджета в строительство инфраструктуры дата-центров без «надлежащих оснований», при этом планируется формировать условия для размещения государственных информационных систем (ГИС) в коммерческих дата-центрах.