Регистрация

Факторы сложности, важности и неопределенности в стратегии цифровой трансформации

27 января 2021 1181 0

Автор: Павел Потеев, ведущий эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС (https://cdto.ranepa.ru/) проектирует и реализует образовательные программы для государственных служащих, ответственных за цифровую трансформацию российских органов власти всех уровней. Также в Центре разрабатываются аналитические и методические материалы по вопросам цифровой трансформации госуправления, цифровых платформ и их экосистем, реализации проектов цифровой трансформации, проводятся исследования в области управления изменениями и этики цифровых технологий, включая этику данных, этику искусственного интеллекта, защиту приватности и цифровых прав граждан.

В новом опубликованном в январе 2021 года аналитическом докладе Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить (ranepa.ru) авторский коллектив и эксперты Центра создали методический инструмент, который поможет командам цифровой трансформации органов исполнительной власти, отрасли или региона предложить целостную, гибкую и реализуемую цифровую стратегию. На каких темах сфокусировались авторы доклада?

Трансформация: масштабы и факторы сложности

Реализация изменений (любых, не только трансформационных) сложна, поскольку они затрагивают множество аспектов, в частности: технологические, структурные, процессные, регламенты, данные. Изменениям могут помешать неформальные привычки, договоренности, скрытые и явные интересы заинтересованных сторон. Если мы переходим к взаимодействию органов власти и больших групп граждан, либо организаций – степень сложности и риски цифровых изменений умножаются.

Разработчикам стратегий цифровой трансформации, как правило, предстоит пройти между Сциллой и Харибдой двух крайностей – либо выбрать себе простые, гарантированно достижимые цели (такие как оптимизация стоимости на 5 процентов, снижение времени исполнения процесса с 10 до 6 дней), либо «улететь в космос» до потери релевантности, предлагая, например, «провести цифровую трансформацию отрасли» без указания этапов и декомпозиции до уровня реальных результатов.

Государства (правда, в основном иностранные) и отрасли накопили серьезный опыт сценариев и результатов цифровой трансформации, которая перешла из области хайпа в конкретные действия по выстраиванию цифрового взаимодействия в различных областях деятельности. Стал понятен достижимый масштаб изменений, на которые можно рассчитывать, какова высота планки, которую можно поставить. Здесь и принципиально иной уровень незаметности государства и его удобства во взаимодействии с гражданами, качественные изменения ключевых метрик, например, ускорение процессов от дней и недель до секунд, прозрачность и автоматизация принятия решений через алгоритмы и данные. Более полный набор критериев, которые позволяют отличить и оценить трансформацию приводятся в докладе.

Возможно, уровень качественных изменений не будет достижим сразу, и стратегия поможет с ответом на вопросы: как разбить движение на этапы, что необходимо сделать прежде, чем кардинальные цифровые изменения станут реальностью. При этом помним, что поток улучшений непрерывен и, по прошествии нескольких лет нынешний уровень также будет казаться начальным.

На этом фоне поэтапный переход в цифру, при котором место «человеческих» элементов архитектуры постепенно занимают алгоритмы искусственного интеллекта, микросервисы, API, по степени сложности далеко выходит за рамки разработки или доработки отдельных ИТ-систем. Сервисы, платформы, ЦОДы, интеграции, другие компоненты ИТ-архитектуры пока не подчиняются трудовым регламентам, при этом они должны работать круглосуточно, надежно, безопасно. Эту сложность также необходимо проектировать в стратегии и ей необходимо грамотно управлять.

А что делать в цифровом переходе людям? Опыт предыдущих промышленных революций показывает, что им всегда находится место в новом ландшафте, только их роли будут совсем другими. Это необходимо понимать, готовиться и понимать подготовиться тем, кто по ряду обстоятельств своевременно не осознает необходимость переквалификации и получения цифровых навыков.

Факторы важности и неопределенности

Теме применения цифровых технологий в государственном управлении не один десяток лет (особенно если вспомнить, что ранее они назывались «информационные технологии», а еще раньше «кибернетические системы»). Но, то внимание, которое именно сейчас уделяется как цифровым инициативам, так и вопросам регулирования в цифровой сфере говорит о том, что государства рассматривают цифру не только как фактор влияния на экономику, качество государственного управления и удовлетворенность граждан, но и важную составляющую государственного суверенитета.

В стратегических документах федерального уровня мы видим эту позицию как один из ключевых драйверов, а для реализации вашей стратегии она может стать окном возможностей и фактором поддержки в реализации масштабных замыслов.

В 2020 году, «благодаря» COVID-19 мы узнали много нового о понятиях неопределенности, требований к срокам, способности к быстрым изменениям. Руководители цифровой трансформации самых разных областей деятельности оказались в густом тумане войны.

Цифровые сервисы разрешений на перемещения, взаимодействия граждан с организациями здравоохранения и социальной помощи оказались нужны «вчера» при том, что требования к ним сформулированы не в тщательно разработанном техническом задании, а «на совещании, которое только что завершилось».

Работающим в традиционном подходе (стратегия на десятилетний горизонт, год на разработку ТЗ и пара лет на разработку и внедрение решения) пришлось трудно. А для рожденных в «цифре» организаций, которые в непрерывном режиме развивают свои сервисы и платформы, такой режим оказался гораздо более привычным. И у них найдется многое, что можно позаимствовать в части стратегического планирования будущего, быстрого реагирования на изменения внешнего контекста, непрерывной доставки новой и улучшенной функциональности в платформах, сервисах, продуктах для цифровой трансформации в сфере государственного управления.

Этот опыт и подходы к решению типовых проблем построения и реализации стратегии отражены в докладе «Стратегии цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить».

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных