Регистрация

Илья Отькало: Как выбрать подрядчика 1С?

3 июня 2020 2862 0

У многих компаний, которые собираются внедрять или сопровождать системы на платформе 1С, часто возникает необходимость найма подрядчика. Это может быть связано с разными причинами. Одни понимают, что нанимать команду в штат на внедрение проекта встанет дороже, да и нет гарантий, что удастся «сколотить» хорошую команду. У других нет потребности в штатных специалистах, но время от времени возникает необходимость что-то «подпилить». Третьим нужна техподдержка в режиме SLA 24/7. У четвертых редкая отрасль, и нужна серьезная экспертиза в ней, а в штат такого специалиста брать нет смысла.

Как эксперт, занимавший руководящие должности в нескольких крупных 1С:Франчайзи, а также проводивший аудиты в десятках других 1С:Франчайзи, дам свои советы и рекомендации по правильному выбору подрядчиков на внедрение или сопровождение 1С.

Виды подрядчиков

Всех подрядчиков условно можно поделить на 3 вида:

  1. Фрилансеры. Их имеет смысл привлекать, когда у Вас время от времени возникает необходимость разовых работ. Проработав с достаточно большим количеством фрилансеров, я понял, что минусов тут больше, чем плюсов. Эти специалисты могут быть необязательными, они неуправляемы, их сложно выбрать, не всегда понятна их реальная компетентность. Иногда и «кидали», попросту не выполнив задачи. Но, конечно, существуют и порядочные. У меня есть такие знакомые, но это годами проводимый отбор. Из плюсов можно назвать низкую цену.
  2. Ресурсные центры. Такие организации предоставляют специалистов «в аренду», или на аутсорсинг. Как правило, специалисты ресурсных центров стоят дешевле, чем в 1С:Франчайзи. И можно привлекать, когда необходимо срочно дополнить команду внедрения специалистом определенной компетенции. Из минусов можно назвать отсутствие статусов от фирмы 1С, как в 1С:Франчайзи, а значит – не всегда ожидания по компетенциям могут соответствовать реальности. Также явным минусом является узкая специализация : Вы берете одного конкретного человека, и если он чего-то не знает, Вам придется искать другого. В 1С:Франчайзи всё по-иному.
  3. 1С:Франчайзи. Официальные партнеры фирмы 1С занимаются постоянным повышением квалификации своих специалистов. Они получают различные статусы от фирмы 1С, подтверждая свои компетенции на тестировании, экзаменах, а также на реальных внедрениях. Особым плюсом 1С:Франчайзи является наличие команд внедрения (руководитель проектов, бизнес-аналитик, программист, специалист линии консультаций, и т.п.), широкий набор компетенций, а также возможность, помимо внедренческих услуг, продать ПО на платформе 1С:Предприятие: 1С:Бухгалтерию, 1С:Управление торговлей, 1С:ERP, 1С:УНФ и другие решения. Имея хорошую комиссию от фирмы 1С, 1С:Франчайзи может и снизить цену на услуги. Поэтому обращаться в 1С:Франчайзи, как к подрядчикам, я считаю наиболее верным решением. О них в основном и пойдет речь в статье.
     

Существуют и другие внедряющие и сопровождающие 1С компании. Во-первых, интеграторы. Это крупные компании, имеющие высокую технологическую экспертизу, как правило занимающиеся, 1С «попутно». К тому же их услуги подчас очень дорогие. О них я говорить не буду. Во-вторых, консалтинговые компании. Как правило, это компании, ведущие учет за Вас, но не предлагающие что-то внедрить. Поэтому такие компании я тоже рассматривать не буду. Ну и в-третьих, просто некоторые разрозненные команды без статусов и сертификатов, о которых тоже не стоит вспоминать.

Чек-лист по выбору подрядчика

Что же обязательно нужно узнать, выбирая подрядчика?

Я рекомендую проверять будущих подрядчиков, анализируя информацию согласно следующему списку.

Топ-10 принципов выбора подрядчика на проект по внедрению 1С + вопросы для встречи

1. Компетенции.

2. Опыт.

3. Время.

4. Цена.

5. Гарантии.

6. Интерес.

7. Коммуникации.

8. Технологии.

9. Взаимопонимание.

10. Условия договора.

В качестве иллюстрации к чек-листу приведу результат опроса по топу факторов успеха проектов, названных IT-руководителями в группе «CIO. Руководители IT компаний и подразделений», основателем которой я являюсь.

Где искать информацию для выбора 1С:Франчайзи
 

Основная проблема выбора 1С:Франчайзи – их огромное количество. На текущий момент существует более 7000 партнеров фирмы 1С, оказывающих услуги по внедрению и сопровождению 1С. Мой опыт аудита десятков фирм 1С:Франчайзи наглядно показал, что то, что показывается заказчику, и то, что реально происходит, часто разительно отличается. Поэтому давайте рассмотрим основные способы получения информации о фирмах 1С:Франчайзи.

Какие источники информации надо изучить для выбора партнера:

Рейтинг 1С:Франчайзи

Безусловно, рейтинг на сайте 1С (можно посмотреть по ссылке) – один из главных источников информации, с которого имеет смысл начать сравнивать потенциальных подрядчиков. Список 1С:Франчайзи можно отобрать по стране / региону, и городу месторасположения офиса.

Жирным шрифтом подсвечиваются 1С:Франчайзи, имеющие сертификат ISO, а «кабанчик» указывает на статус «Центр реальной автоматизации». Все франчайзи расположены по убыванию рейтинга, который складывается из следующих основных параметров:

Рейтинги по статусам центров компетенций

На сайте фирмы 1С есть и масса других интересных рейтингов, которые помогут Вам в поиске подрядчика на внедрение программ семейства 1С. Они основываются на обладании 1С:Франчайзи определенными технологиями внедрения, сопровождения или обучения, или на опыте работы в определенной отрасли или области учета.

Чтобы получить определенный статус, 1С:Франчайзи должно пройти серьезную проверку у фирмы 1С. Проверка основывается на наличии опыта внедрений, наличии сертифицированных специалистов, опыте создания собственных решений.

Основные рейтинги партнеров по статусам центров компетенций

На сайте фирмы 1С есть список готовых решений, разбитых по отраслям. Если Вам подходит то или иное решение, то хорошим выбором в качестве подрядчика станет сам автор решения. Дело в том, что фирма 1С самостоятельно разрабатывает только базовый набор решений, который может внедрить практически любая фирма 1С:Франчайзи. Но многие решения разрабатываются совместно фирмой 1С с партнерами (статус «1С:Совместно»), или сертифицируется фирмой 1С (статус «1С:Совместимо»).

Очевидно, что если Вы видите решение из своей сферы деятельности, то лучше всего было бы обратиться как к подрядчику к тому 1С:Франчайзи, которое принимал участие в разработке такого решения, или неоднократно его внедрял.

Сайт 1С:Франчайзи

Если 1С:Франчайзи заботится о своем сайте, то там Вы увидите всю необходимую информацию. Цены, опыт, отзывы, описание команды, акции и спецпредложения, новости – всё это нужно изучить. Ссылку на сайт 1С:Франчайзи можно найти в рейтинге фирм – партнеров 1С.

Но, безусловно, к информации на сайте нужно относиться как к рекламной. Вы увидите то, чем гордится компания 1С:Франчайзи. Но вряд ли вы поймете, насколько информация правдоподобна. И, конечно, никто на своем сайте не напишет о каких-то негативных моментах.

Отзывы о компании

Как я уже говорил выше, отзывы клиентов Вы сможете увидеть в рейтинге фирм 1С:Франчайзи и на сайте самих партнеров. Но надо понимать, что там не выкладывают негативные отзывы. Конечно, позитивные читать приятно. Но как узнать, есть ли недовольные клиенты?

Тут могут помочь независимые сайты-отзовики, где публикуются как негативные, так и позитивные отзывы. Там тоже есть своеобразные рейтинги. Для того, чтобы найти независимые отзывы, достаточно набрать в поисковой системе название компании и слово «отзывы».

Не брезгуйте и отзывами сотрудников, работавших и работающих у потенциального подрядчика. Они ярко говорят о том, что происходит «внутри» компании. И часто именно эти отзывы бывают более полезными, потому что дают понять, что у 1С:Франчайзи за команда.

Однако к независимым отзывам тоже надо относиться очень осторожно. Во-первых, по статистике, негативные отзывы пишут гораздо чаще, чем позитивные: люди хотят «выплеснуть эмоции». Во-вторых, не факт, что отзывы реальные. Лично знаю тех, кто пишет про себя прекрасные позитивные отзывы с фейковых аккаунтов. И самое печальное: некоторые пишут поддельные негативные отзывы про конкурентов. Для меня подозрительным сигналом является резкие перепады в оценках – то восторженные, то абсолютно негативные отзывы. Также имеет смысл проверить, кто их писал, и действительно ли там было внедрение.

Тендер

Однозначно, организация тендера является очень хорошим способом выбора подрядчика. А некоторые компании просто обязаны это делать согласно внутренним регламентам или закону (особо относится к госпредприятиям). Вы сразу отсеиваете компании, которые не изъявляют желания с вами работать. Вы можете выбрать компании по тем параметрам, которые вам необходимы.

Что предоставить на тендер?

С какими проблемами в тендерах можно столкнуться?

Есть и большое множество других «подводных камней», поэтому тендер нисколько не исключает все остальные способы сбора информации о подрядчике.

Добавлю, что, даже если в компании не принято устраивать тендеры, можно просто запросить коммерческие предложения от нескольких 1С:Франчайзи. Вы сможете сразу увидеть и время реакции, и вежливость, и, конечно, изучить то, что прислали, сравнив предложения.

Коммерческие предложения

Из этого документа можно очень многое узнать. Цену, методы внедрения, сроки, контакты.

На что обратить внимание, изучая коммерческие предложения (КП):

В любом случае, нельзя выбирать подрядчика только изучив его КП. Обязательно надо использовать и другие источники информации.

Референс-клиенты

Общение с клиентами, у которых уже проходило внедрение подобных предлагаемому Вам решений – один из лучших способов получения информации. Но надо понимать, что большая вероятность, что эти клиенты – Ваши конкуренты, и не факт, что они захотят с Вами откровенно делиться. Это также является причиной того, что часто потенциальный подрядчик не имеет возможность предоставить контакты референс-клиентов. Поэтому это скорее удача.

Также имеет смысл понимать, что активно рекомендующие подрядчика референс-клиенты могут оказаться родственниками или друзьями руководителя подрядчика. Бывает даже, что за хороший отзыв такие клиенты получают какие-то особые условия, например скидку.

Поэтому доверять или нет рекомендациям референс-клиентов – Ваше решение.

Переговоры

Что может быть лучше личной встречи? Именно встречи, а не конференц-колла. На встрече происходит личное знакомство, которое лучше любой переписки, коммерческих предложений и рейтингов. Вы сможете посмотреть в глаза, увидеть невербальные реакции, «прочувствовать» этих людей. Встречаться нужно обязательно, хотя бы перед принятием финального решения.

На что обратить внимание при проведении переговоров на встрече:

Советы экспертов
 

Старое доброе сарафанное радио! Как же без него! Вы можете просто спросить совета у коллег. И они обязательно порекомендуют Вам, к кому они советуют обратиться. Например, это можно сделать на Facebook в группе «CIO. Руководители IT компаний и подразделений».

Еще проще обратиться ко мне, и я найду Вам наиболее подходящего подрядчика. Подробно обо мне можно почитать на этом сайте. Вкратце моя экспертиза основывается на следующем:

Обращайтесь, услуга по помощи в выборе подрядчика совершенно бесплатна!

Несколько советов по выбору подрядчика на внедрение 1С

Удачного выбора подрядчика на работы по 1С!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных