Регистрация

Игра на повышение

19 июня 169 0

Источник: ComNews.

Согласно российскому законодательству, любая отечественная или зарубежная компания, работающая с российскими пользователями, должна обеспечивать запись, систематизацию, накопление, хранение персональных данных россиян, используя базы данных на территории РФ. За нарушение данных требований предусматриваются штрафные санкции, однако их размер - от 3000 до 5000 рублей - незначителен. В случае отказа от выплаты штрафа Роскомнадзор вправе заблокировать доступ к сервисам-нарушителям в судебном порядке.

Согласно новому законопроекту, штраф увеличивается в сотни раз: в случае первого нарушения для юридических лиц он будет составлять от 2 млн до 6 млн рублей, а в случае повторного нарушения - от 6 млн до 18 млн рублей. Данные размеры штрафов, как указывают авторы законопроекта, сопоставимы с расходами, связанными с выполнением установленных требований.

По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, которые приводит Интерфакс, законопроект является сигналом для таких компаний, как Facebook и Twitter, и станет эффективным механизмом воздействия на них. В то же время, как утверждает глава надзорного ведомства, документ является сигналом не только для Twitter и Facebook, но и для других компаний, которые еще не исполнили требования российского законодательства. Вместе с тем, по мнению Александра Жарова, миллионные штрафы нового законопроекта - это "цивилизованный и эффективный механизм воздействия на компании, которые нарушают законодательство".

Напомним, что "диалог" между Роскомнадзором и Facebook, Twitter и др., длится уже не первый год. В недавнем интервью РБК (см. новость на ComNews от 10 июня 2019 г.) Александр Жаров признавал "печальным" факт отсутствия диалога с Facebook и некоторыми другими онлайн-площадками по поводу выполнения ими требований российского законодательства.  

Отметим также, что в декабре 2018 г. Роскомнадзор направлял Facebook и Twitter требования предоставить информацию о локализации баз данных российских пользователей в РФ. Однако ответы этих компаний, по словам Александра Жарова, не содержали конкретной информации. А в апреле 2019 г. Роскомнадзор оштрафовал и Facebook, и Twitter на 3000 рублей.

Очевидно, что затянувшиеся "переговоры" между крупными зарубежными интернет-сервисами и российским регулятором не идут на пользу последнему, поскольку демонстрируют отсутствие у него рычагов воздействия.

По всей видимости, российские законотворцы полагают, что увеличение штрафов заставит Facebook и Twitter призадуматься и во избежание "наказания рублем" привести деятельность в соответствие с законами РФ.

Однако Facebook и Twitter могут задуматься о том, что для них выгоднее: платить значимые штрафы и находиться под угрозой возможной блокировки или вовсе уйти с российского рынка. А точнее - прекратить контакты с регулятором в РФ и оставить ситуацию как есть в расчете на то, что те, кому нужен Facebook и Twitter, найдут способ ими пользоваться, даже в случае блокировки. Показательным примером является ситуация с социальной сетью LinkedIn, которая с 2016 г. заблокирована в России, однако все желающие россияне давно нашли способы доступа к этому ресурсу. Еще один пример - мессенджер Telegram, который также официально заблокирован в России, однако многие десятки тысяч россиян продолжают им пользоваться.  

О вероятной заинтересованности Facebook и Twitter в работе на российском рынке говорит статистика. Согласно рейтингу компании SEO-Auditor, в апреле 2019 г. популярность Facebook в РФ не дотягивала до 20%, а у Twitter была менее 2%, тогда как у "ВКонтакте" она составляла 60% (популярность - доля трафика, генерируемая в Рунете). Можно предположить, что и доходы от рекламы Facebook в России не так велики или, по крайней мере, не занимают значимой доли в ее общем доходе. Соответственно, увеличенные штрафы, которые Facebook должен будет платить в случае принятия законопроекта, могут заставить эту соцсеть задуматься о коммерческой целесообразности работы с российским рынком.

При этом, в случае ухода Facebook или Twitter из России выиграть могут отечественные соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники" (обе входят в Mail.Ru.Group). В общем и целом, можно с высокой долей вероятности предположить, что данный законопроект - это история, в которой есть интерес и у государства, и у бизнеса. Хотя Facebook и Twitter не составит никакого труда объявить об уходе с российского рынка - для этого им не придется  закрывать офисы или магазины, как это делал, например, Media Markt в 2018 г. Этим компаниям будет достаточно просто декларировать прекращение работы в РФ, после чего любой россиянин будет пользоваться их сервисами на свой страх и риск.

Правда, возможен и сценарий с блокировской сервисов-нарушителей. С одной стороны, у Роскомнадзора появляются новые инструменты для реальной блокировки (их, в частности, дает закон "О суверенном Рунете"). Но с другой никто не отменял VPN или анонимный браузер Tor. Кто окажется сильнее в новой схватке Роскомнадзора и глобальных интернет-сервисов, покажет только время.

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных