Регистрация

Гигабитное общество

6 марта 2019 535 0

Источник: ComNews.

Несмотря на то что пятое поколение мобильной связи (5G) изначально позиционируется как связь для устройств (так называемый интернет вещей, IoT), крупные вендоры, судя по всему, решили пойти по проторенному пути и на прошедшем в Барселоне Mobile World Congress (MWC-2019) представили несколько моделей смартфонов с поддержкой 5G. За всей маркетинговой шумихой вокруг 5G встает вопрос окупаемости: готов ли потребитель платить за новый смартфон, учитывая то, что у него в кармане уже лежит устройство с поддержкой 4G. Немаловажно и то, окупится ли развертывание сетей пятого поколения для операторов и не торопятся ли они с развертыванием 5G.

Топовые вендоры в преддверии коммерческих запусков сетей пятого поколения представили на площадке MWC-2019 первые смартфоны с поддержкой 5G. Huawei показала смартфон со складным дисплеем Mate X. ZTE презентовала флагман Axon 10 Pro 5G. Xiaomi добавила в существующую "трубку" Mi Mix 3 поддержку 5G. По тому же пути пошла и LG: V50 ThinQ - версия с 5G одного из существующих телефонов LG - V40. Samsung в Барселоне показала проморолик с Galaxy S10 5G, который поступит в продажу уже в апреле. Известный бюджетными телефонами Alcatel продемонстрировал прототип Alcatel 7 с поддержкой пятого поколения (у Alcatel есть одноименная модель и без 5G). Еще одну совместимость с 5G показала компания OnePlus, представив прототип своего устройства. Рядом с OnePlus на стенде Qualcomm находился прототип устройства 5G от Oppo. И, наконец, компания Sony также похвасталась на MWC-2019 собственным телефоном с поддержкой 5G.

За всеми этими яркими презентациями стоит несколько вопросов. В первую очередь, нужен ли пользователям смартфон с 5G, учитывая то, что скорости 4G для многих интернет-пользователей достаточны. Наверное, покупать 5G-смартфон имеет смысл только тогда, когда располагающие сетью 4G операторы пристроят к ней "кусочки" 5G там, где больше абонентов и трафика. Однако история эта далеко не повсеместная и не одномоментная, как нам пытались внушить маркетологи на выставке, где практически каждый стенд призывно светился вывеской с сакральным символом "5G".

Тем не менее стоит отметить, что рост потребления интернет-трафика никто не отменял. Последние исследования говорят о том, что сети LTE захлебнутся трафиком, если не будут развиваться. Согласно прогнозам, которые привела на MWC-2019 генеральный директор Singtel Чуа Сок Кунг, к 2025 году мобильное потребление трафика будет в четыре раза выше, чем сейчас (или в пять раз выше с запуском 5G).

При этом реальность такова, что при росте трафика доходы в мобильном секторе продолжат снижаться. По данным Чуа Сок Кунг, годовой рост мобильной выручки в перспективе до 2025 года сократится с 5% до 1%. "Это, безусловно, серьезная проблема для операторов, - сетует она. - Поскольку телеком-компании вкладывают миллиарды в развитие 5G и покупку радиочастотного спектра для обеспечения роста объема данных".

Тут встает второй вопрос: как операторы могут эффективно компенсировать затраты на развертывание 5G (учитывая еще и то, что многие не так давно потратились на строительство сетей 4G), при ожиданиях отрасли, что повышение ARPU будет незначительным. Неутешительные прогнозы главы Singtel усугубляются еще и тем, что лишь 5% выручки к 2025 году придутся на услуги связи (см. новость ComNews от 26 февраля 2019 г.). По ее словам, 95% доходов в мобильном секторе обеспечат приложения, платформы и сервисы. "В этом заключается одновременно проблема и возможность для нас", - заявила Чуа Сок Кунг с трибуны MWC-2019. 

Таким образом, получается, что наращивание доли в доходах возможно при переходе операторов от традиционных услуг связи к интеллектуальным телекоммуникациям (Intelligent Connectivity). К слову, именно этот слоган взяли организаторы MWC в этом году. Генеральный директор Глобальной ассоциации GSM (GSMA) Матс Гранрид пояснил, что интеллектуальные телекоммуникации состоят из четырех элементов - 5G, искусственного интеллекта (AI), интернета вещей (IoT) и Big Data.

Как следует из отчета The Mobile Economy 2019, подготовленного GSMA, в течение следующих семи лет в мире добавится еще 1,4 млрд пользователей мобильного интернета, а общее количество мобильных интернет-подписчиков к 2025 году достигнет 5 млрд (более 60% населения мира). При этом количество IoT-устройств к 2025 году достигнет 25 млрд. Цифры свидетельствуют о том, что отрасли есть куда расти.

Тем не менее, как говорится в исследовании Syniverse, представленном в Барселоне, поставщики услуг пока не готовы использовать возможности 5G. Эксперты говорят о том, что, хотя мобильная индустрия и делает ставку на получение новых доходов от возможностей 5G, многим компаниям еще предстоит разработать базовые системы оплаты, партнерства и взаимодействия, которые позволят экосистеме найти способы монетизации сетей пятого поколения. Поэтому спешить с развертыванием нового поколения связи вовсе не стоит.

Похожая мысль звучит и в исследовании Accenture. Большинство руководителей предприятий считают, что 5G даст им конкурентное преимущество, но почти три четверти респондентов отмечают, что им нужна помощь в представлении будущих возможностей и вариантов использования новой технологии. 53% опрошенных считают, что 5G позволит им сделать небольшое количество вещей, которые уже доступны с сетями 4G. 60% респондентов заявили о том, что поставщики услуг связи не знают о конкретных проблемах, с которыми сталкиваются различные отрасли. Среди основных барьеров для развертывания 5G руководители компаний назвали авансовые инвестиции (36%) и безопасность (32%).

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных