Регистрация

Карьера топ-менеджера: напоминание о будущем

3 июля 208 0

Представляем Вашему вниманию первую из серии публикаций Александра Абрамкина - специально для 4CIO!

Топ-менеджеры — это, как правило, уверенные в себе люди, которые действуют решительно даже в сложных ситуациях, способны удерживать в голове и учитывать множество взаимосвязей, видят широкую перспективу и привыкли просчитывать свои и чужие действия на несколько шагов вперед. Такого человека трудно ошеломить или выбить из колеи. Увидеть его растерянным и сбитым с толку — большая редкость.

Однако мне доводится наблюдать такую картину регулярно. Мой «секрет» в том, что я более 6 лет занимаюсь подбором топ-менеджеров в ИТ-отрасли и постоянно имею дело с людьми, внезапно оказавшимися без работы. Удивительно, но даже опытный, зрелый, состоявшийся менеджер, который еще вчера управлял сотнями, а то и тысячами людей, каждую неделю нанимал себе подчиненных и был убежден, что знает про людей все, — сегодня, потеряв работу, выглядит подавленным и неуверенным и способен совершать удивительно нелепые ошибки.

Почему это происходит? Самый простой и короткий ответ: «неготовность» — человек не готов к потере работы ни морально, ни организационно. Причина этой неготовности — и в высокой загрузке, и в самоуспокоенности («со мной такое не случится»), в необъективной оценке своих возможностей («я регулярно отбираю себе людей — если что, сам уж как-нибудь пройду интервью») и в не совсем верной расстановке приоритетов. За ежедневной рутиной очень легко забыть, каким трудом дался вам подъем на вершину. Однако правда жизни в том, что если вы не заботитесь о своей карьере, рано или поздно вам придется озаботиться ее отсутствием.

Как известно, лучшее лечение — это профилактика. Карьеры это касается в той же мере, что и здоровья. Вот базовые принципы «здорового образа карьеры» для топ-менеджера:

  1. Поиск новых возможностей для своей реализации — это тоже работа, которая столь же важна, как и ваша основная деятельность, и которой необходимо уделять соответствующее внимание. Если вы не подготовите заблаговременно плацдарм для дальнейшего развития своей карьеры, то в день «Х» с высокой вероятностью столкнетесь с серьезными трудностями.
  2. Новая работа не появится на горизонте моментально — есть определенная средняя продолжительность поиска работы, которая для руководящих должностей составляет 6–8 месяцев. Нужно быть готовым к этому и начинать поиск задолго до того, как необходимость что-то менять станет острой, тем более что указанный срок — лишь ориентир: никто не гарантирует вам результат даже по его истечении.
  3. Лучшая стратегия поиска новых возможностей — та, при которой не вы находите возможности, а возможности находят вас, а вы лишь отклоняете их или пользуетесь ими.

В вашей конкретной ситуации эти принципы могут преломляться по-разному и вести к различным конкретным шагам, но некоторые общие рекомендации дать можно:

  1. Регулярно выделяйте время на то, чтобы выяснить, как устроена ваша функция в других компаниях и индустриях, познакомиться с новыми трендами и изучить, как можно применить их в вашей деятельности уже сейчас. Если вы ИТ-директор, поинтересуйтесь, как организованы и что применяют ваши непосредственные конкуренты и компании в смежных отраслях. Во-первых, вы посмотрите свежим взглядом на свою нынешнюю работу, а во-вторых, при необходимости сможете со знанием дела претендовать на должность в других компаниях. Если вы чувствуете искушение сказать, что и так делаете все перечисленное, учтите: наш опрос показал, что более 60% людей уделяют этому слишком мало времени и сил.
  2. Систематически поддерживайте и расширяйте сеть контактов. Эта рекомендация может выглядеть банальной, но практика показывает, что очень многие вспоминают про свою записную книжку только тогда, когда приходит время рассылать резюме. Спросите себя, как часто вы проводите завтрак или обед с человеком, который выше вас или равен вам по рангу? Причем не с тем, с кем вы знакомы уже несколько лет и состоите в теплых приятельских отношениях, а с кем-то новым? Если это происходит реже, чем раз в неделю, вам необходимо уделять нетворкингу больше внимания.
  3. Займитесь своим личным брендом. Универсальное правило гласит: сам себя не похвалишь — никто не похвалит. Идея отнюдь не новая, но в ней есть нюансы: нас захлестывает поток контента, и выделиться на фоне других сейчас стало крайне сложно. Тем не менее при правильном подходе найти трендовую тему реально в любой сфере. Если вы опубликуете заметку, в которой опишете свой опыт внедрения очередной ИС, ее, вероятно, прочтут лишь ваши родные и близкие — и то только по вашей наводке. А вот рассказ о попытке встроить беспилотники в процесс доставки коктейлей вполне может стать маленькой сенсацией и привлечь внимание к себе, а как следствие — и к вашей персоне.
  4. Найдите себе наставника или ментора. Тема менторства и наставничества сейчас набирает популярность, но пока мало кто осознал, насколько это мощный карьерный инструмент. Смело рекомендую добавить его в свой арсенал: на моих глазах он не раз радикально менял карьеры людей, которые уперлись в потолок и пытались найти выход из тупика.

Это весьма краткое, но вполне практичное описание стратегии, к реализации которой вы можете приступить прямо сейчас. Я же в следующих заметках постараюсь раскрыть некоторые из этих идей и рекомендаций подробнее.

Комментарии (0)

Подписаться на комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных