"Быть активными создателями собственной жизни" - интервью с Сергеем Козеродом
Беседовала Ольга Шатохина.
Приветствую!
Привет!
Давно ли Вы в компании? Как набирали себе команду? Что Вас привлекло в компании? Какие есть планы?
Я работаю в компании "Ростелеком" один год и один месяц. Когда-то я начинал работать в структурах "Ростелекома", потом долго работал с сотовыми операторами (три года в Вымпелкоме и шесть лет в МТС). Последней позицией, которую я занимал до перехода сюда, была должность директора макрорегиона "Сибирь" в компании "Вымпелком".
Когда меня пригласили в "Ростелеком" на позицию директора по работе с корпоративными клиентами и госзаказчиками, мой будущий руководитель Валерий Ермаков обозначил грандиозную и крайне амбициозную задачу, связанную с трансформацией блока b2b и с глобальными изменениями, проходящими внутри всей компании "Ростелеком".
К тому моменту уже намечался проект, связанный с сотовой связью, и именно поэтому был необходим мой опыт работы с мобильными операторами. Размах этих перемен и амбициозность задач впечатлили меня, и я с радостью стал частью этой команды.
Когда я только начал работать, впечатления от знакомства с командой "Ростелекома" были смешанные: как позитивные, так и негативные. Было очень много людей, давно привыкших идти в определенном темпе и отрицательно относившихся к новым идеям и изменениям в процессах. С другой стороны, были и те, кто желал перемен и прогресса, и эти сотрудники были готовы принимать самое живое участие в трансформации. Мы сделали ставку именно на таких специалистов, плюс пригласили профессионалов с рынка. Многие из них так же, как и я, имели опыт работы в крупных мобильных операторах. Сейчас команда примерно поровну состоит из тех, кто уже работал на момент моего прихода, и тех, кто был приглашен по моей инициативе.
Для создания эффективной команды мы активно занимались бизнес-тренингами, работали с компанией Business Relations, с Владимиром Герасичевым и другими. Для нас было очень важно прямо со старта понять, кто из нашей команды готов к большим изменениям и новым проектам. В итоге кто-то оказался амбициозным и напористым, кто-то предпочел отсидеться и переждать. Команду мы обновили по результатам этой серии тренингов, и эффект не заставил себя ждать - выручка сегмента моего подразделения в 2016 году выросла. Если смотреть по рынку, этот результат можно считать весьма и весьма успешным. Но наша задача - продолжать соответствовать рынку, закладывая все более амбициозные цели и добиваясь их.
Это результат активности продавцов, стечение обстоятельств на рынке, или что-то еще?
Скорее всего, дело в соотношении усилий команды. С одной стороны, "Ростелеком" обладает хорошим портфелем продуктов, постоянно наращивая его. В прошлом году в компании были созданы продуктовые офисы. Они работают в такой логике: за каждой перспективной новой услугой стоит специально выделенный менеджер, у которого есть небольшая, но очень боевая команда единомышленников, активно развивающая эти продукты, в нашем случае виртуальные ЦОДы, новую телефонию, информационную безопасность.
Эти продуктовые офисы улучшают качество продуктов и выводят их на новый уровень - что не может не радовать как клиентов, так и продавцов. С другой стороны, продавцы в процессе общения с клиентами вникают в их проблематику, а собранная информация сразу передается в продуктовые офисы, где обсуждаемые продукты дотачиваются и оптимизируются.
Наш успех появился на стыке обновления команды продавцов и создания продуктовых офисов.
А Вы всегда были на стороне продавцов? Или случалось работать и со стороны заказчика?
Сейчас у меня по счету уже пятое место работы (географически): три года я работал во Владивостоке, три года в Иркутске, три - в Новосибирске - постепенно подбирался к Москве. Работал главным образом в general management, руководил филиалами и макрорегионами - всегда выступал на позиции руководителя, отвечающего за успехи большого коллектива. Так что я всегда "за продавцов" - в хорошем смысле слова, конечно. Я осознаю, что без серьезной поддержки мы не сможем добиться успеха в том, чем занимаемся.
А вы свои новые продукты тестируете внутри компании?
Да, конечно! Наш продуктовый офис, например, предлагает нам множество вариантов - большинство крупных проектов реализовано на наших же технологических площадках. Например, свои ВКС-продукты мы используем для проведения планерок и собраний. Общаться в онлайне с территориально разнесенными филиалами - очень и очень ценно.
«Ростелеком» сегодня активно развивает мобильный сегмент, компания работает по модели MVNO с Теле2. Так, сейчас мы в процессе перевода всех сотрудников компании на собственные услуги связи.
Это круто! Год назад мы проводили Совет по ИТ в ТЭК и приглашали коллег из крупной компании из сегмента ТЭК, которые тоже организовали собственную мобильную сеть. Проект не получил широкого распространения в компании. А какие амбиции у вас?
Мы стремимся к тому, чтобы наращивать этот сегмент и показывать значительные результаты. Как видите, у нас на телефонах высвечивается логотип мобильного оператора "Ростелеком". :)
Как вы себя чувствуете в текущих рыночных условиях? Догоняете или работаете на опережение?
Когда я только пришел на работу, у меня было ощущение, что мне, как работнику компании, придется догонять. Когда я начал активно работать, оказалось, что по многим направлениям именно «Ростелеком» является законодателем трендов. В «Ростелекоме» есть четкий план, куда мы идем, он понятен на всех этапах, ясны требования к продуктам и процессам их разработки, сама компания сильно меняется - ощущения, что мы кого-то догоняем, у меня нет. Наши решения находятся на острие прогресса. В большинстве вопросов мы уверенно стоим на собственных ногах.
Что конкретно предлагается в сегменте b2b? Чем хороши продукты?
"Ростелеком" - это большая компания, и у нас много крупных федеральных клиентов. Конечно, в первую очередь я назову серьезные, основательные продукты. К примеру, модные сейчас ЦОДы, услуги колокейшн и виртуальных ЦОДов - здесь мы находимся в лидерах. Недавно мы приобрели компанию Safedata, которая в этом сегменте была одной из лучших, и теперь по количеству стоек мы на первом месте в стране.
В сотрудничестве с Росэнергоатомом мы строим самый крупный ЦОД в Европе, который должен начать оказывать клиентам первые услуги уже в 2017 году. ЦОД находится в Тверской области - это Калининская АЭС, и у нас есть стратегическое соглашение с Росатомом. Это позволит нам предлагать услуги ЦОД нашим клиентам на очень выгодных условиях.
Если говорить про более сложные решения - мы активно развиваем виртуальные ЦОДы, у нас есть серьезная экспертиза по этому направлению. Мы реализовали уже много больших проектов в госкомпаниях. Сейчас мы пришли к такому положению дел, когда экспертиза уже накоплена и позволяет не только создавать решения внутри облака под задачи наших клиентов, но и строить облака непосредственно на территории заказчиков, создавая гибридные решения для конкретного заказчика.
То есть у вас есть свои ресурсы, занятые этими задачами?
Да, у нас есть хорошая команда экспертов, целый офис, который создает для наших клиентов частные облака - и здесь мы вступаем на рынок, на котором не играет, наверное, ни один российский провайдер. Мы начинаем конкурировать с монстрами мирового рынка.
У нас есть много проектов, связанных с инфраструктурой связи - мы понимаем, что обладаем большим штатом квалифицированного персонала, и воспринимаем тенденцию рынка, где большинство игроков стремятся оптимизировать свои затраты, и предлагаем аутсорсинг, переводя для клиента CAPEX в OPEX. Мы просто спрашиваем у заказчика: зачем содержать целую инфраструктуру самому, если мы можем предоставить ее просто за счет ресурсов "Ростелекома", как услугу "под ключ"?
Я вижу, вы представляете серьезную угрозу для интеграторов. :)
Интеграторам сейчас приходится тяжеловато, спору нет. Лет десять назад была тенденция, когда каждая крупная компания и каждый клиент пытались создавать собственное облако, построить свой ЦОД, иметь свой мощный ИТ-блок... Сейчас мы живем в абсолютно других реалиях, когда мы предлагаем всем - давайте этими вопросами займемся мы! Мы можем предложить адекватную поддержку, высокое качество оказания услуг и строгий SLA. Хотите нарастить - наращиваете, снизить - снижаете. Услуги гибкие, легко прогнозируемые, и наши клиенты получают серьезное преимущество по сравнению с традиционными моделями сотрудничества.
Самые консервативные наши клиенты - это банки, которые, как правило, являются "бастионами внутри себя", не выпуская ничего за периметр. Если брать крайности - есть банки, держащие всю информацию под строгим контролем, а есть такие, кто отдают всю свою информацию в "облако" и держат всю инфраструктуру во внешних ресурсах. Большинство других игроков финансового рынка живут где-то между этими крайностями, и с их стороны мы тоже видим движения в сторону инноваций. Даже этот сегмент, будучи крайне консервативным и защищенным, начинает присматриваться к тем новым возможностям, которые могут дать информационные технологии. К примеру, наши анти-DDoS системы справляются с любыми атаками, и клиенты, в том числе из финансового сектора, неизменно остаются довольны.
Вы разрабатываете эти решения и предоставляете услуги самостоятельно или в партнерстве с другими компаниями?
Мы сотрудничаем с компаниями-разработчиками, однако наши технологические ресурсы необходимы, чтобы интегрировать, эксплуатировать и поддерживать их у заказчиков. Кроме того, есть и собственные разработки - к примеру, модная сейчас тема SOC - Security Operation Center - активно развивается внутри компании, так сказать, становится на крыло. Мы стараемся предлагать свои услуги таким образом, чтобы клиент был уверен, что в его распоряжении в любой момент есть и специалисты, работающие 24/7, и программно-аппаратные комплексы, обеспечивающие бизнес-процессы для заказчика, и каналы связи, которые надежная система держит под своей защитой. Мы готовы полностью взять на себя заботу об информационной безопасности клиента. И это лишь один из наших продуктов, хотя портфель у нас внушительный.
Если говорить про более простые и понятные услуги, здесь есть традиционные для нас ШПД и VPN, которые мы стараемся модернизировать и оптимизировать. К примеру, если раньше мы предоставляли просто каналы связи, теперь к ним может прилагаться и мониторинг, и защита этих каналов Как я уже говорил, у нас появилась мобильная связь, множество различных облачных решений, видеонаблюдение, можем предоставить услуги, связанные с аутсорсингом, персоналом, обслуживанием ИТ-инфраструктуры...
Есть и интересные региональные проекты. Мы ставим и паркоматы, и видеонаблюдение на дорогах, и геосистемы для отдаленных областей страны. "Ростелеком" уже давно трансформировался. Несколько лет назад никто и подумать не мог, что компания будет заниматься проектами в таких областях - однако мы стараемся улавливать самые интересные и многообещающие тенденции мэйнстрима и предоставлять качественные сервисы.
Бизнес-трансформация, например, в сторону банковской структуры, выходит, вполне реальна в ближайшие годы, я правильно понимаю?
Не правильно. Сейчас «Ростелеком» запустил на сайте сервис денежные переводы. Но пока мы скорее отслеживаем тренды в этой сфере и держим в голове. Если мы поймем, что сможем заработать в этом сегменте - мы будем им заниматься. К примеру, мы устанавливаем даже "умное" уличное освещение в городе Балаково - этот проект недавно наделал немало шуму в СМИ. Если мы увидим где-то точку роста и ощутим, что она для нас по-настоящему перспективна - мы без промедления включимся в работу.
Есть интересные проекты, ставшие популярными в свете непрекращающейся оптимизации расходов - например, DVI. Люди полностью отказываются от персональных компьютеров в офисе, приобретают тонкие клиенты, которые выводят в собственное облако, закрывая для себя вопрос ведения парка ПК, модернизации, содержания штата специалистов. Мы предоставляем эти услуги "под ключ" - пожалуйста, вот экран, клавиатура, мышь и маленькая коробочка, подсоединенная к интернету. Ты получаешь этот сервис постоянно и не задумываешься об устаревании парка - все уже в интернете, в защищенном частном облаке, можно спокойно работать.
А есть какие-то специфические отраслевые решения, например, для ТЭКа?
Особенность ТЭКа в том, что они стараются мониторить большое количество объектов, для них критичны своевременность, бесперебойность и безопасность. Сейчас набирают обороты проекты, связанные с интернетом вещей, сим-картами, M2M. На сегодняшний день мы разрабатываем платформу индустриального интернета, нацеленную в первую очередь именно на ТЭК..
«Ростелеком» входит в пятерку крупнейших игроков по предоставлению услуг центров обработки вызовов, и мы оказываем эти услуги большому количеству крупных заказчиков, встраивая свежие технологические решения в их инфраструктуру и обеспечивая для них практически бесшовный переход.
Кроме того, в сферу наших услуг входит аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и персонала, тоже пользующийся большой популярностью в сегменте ТЭК - для них держать в штате собственный персонал обычно бывает неудобно и нерентабельно, и здесь мы можем их подстраховать. Есть и специфические моменты - например, мониторинг опор ЛЭП и тому подобные вещи. Если брать классические решения - мы развиваем направление электронного документооборота, включая юридически значимый.
Как раз на нашем Совете по ИТ в ТЭК многие особенно интересовались темой юридически значимого электронного документооборота, для отрасли она явно живая и интересная. "Ростелеком" и документооборот - вы ломаете стереотипы!
Насколько изменились требования заказчиков? Все хотят сэкономить, получить лучшее качество… Но есть ли какие-то глобальные изменения?
Если десять лет назад клиенты успевали организовать и поддерживать собственные инфраструктуры, и скорее докупали наши услуги, дополняя собственные процессы, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Многие хотят иметь готовые решения, не разрабатывая их самостоятельно - вот глобальный тренд, который мы наблюдаем на рынке. Что касается требовательности клиентов - они всегда были требовательными!
А есть ли клиенты, приходящие с собственной гениальной идеей и предлагающие реализовать ее вместе?
Конечно, есть. Как правило, это заказчики, которые уже пользуются всеми нашими сервисами - они хорошо знают возможности «Ростелекома» и используют наши мощности для кастомизации решений под собственные нужды и задачи. Так рождаются уникальные продукты, повторить которые будет непросто.
Например, мы строим виртуальное облако для клиента. Ему, конечно, проще и удобнее было бы купить готовый продукт, но у него есть специфичные требования для оптимизации собственных процессов, и связка исходных условий с нашими возможностями для них крайне важна.
Кто задает тренд - бизнес или ИТ-директор, выступающий связующим звеном между бизнесом и ИТ?
Естественно, в разных компаниях этот баланс соблюдается по-разному. Лично мне кажется, что важно получать обратную связь с рынка и отталкиваться от его потребностей - и мой опыт подтверждает, что использование этой модели способно принести наилучшие результаты. Мы стараемся, чтобы продавцы и персональные менеджеры, работающие по крупным, серьезным проектам, соответствовали по уровню собственной экспертизы уровню руководителя ИТ-направления компании-заказчика. Просто продавать таким клиентам бесполезно - нужно глубоко понимать его потребности, его мысли и соображения.
Есть ли жизнь вне "Ростелекома"? Какая она? Я, конечно, про Вашу жизнь.
Есть, конечно. Семья, двое детей, есть кот. :) Хобби - чтение английской литературы в оригинале: Шекспир, Байрон, с детьми - Роулинг, Толкиен и Киплинг.
Когда уезжаете в отпуск, отключаете телефон?
Нет. Если в стране нет сотовой связи - возможно, до меня не удастся дозвониться, в остальных случаях - да. К счастью, коллеги понимают, что в отпуске бывают все, и стараются не дергать отпускника по пустякам.
Что бы Вы пожелали сообществу?
Быть активными создателями собственной жизни, постоянно искать новые смыслы, и всегда учиться!
Спасибо!