Регистрация

Интервью с Михаилом Носовым

18 августа 2016 821 0

В эксклюзивном интервью Клубу 4CIO и журналу IT Manager ИТ-директор "Вертолетов России" рассказал о последнем десятилетии, об отношении бизнеса к ИТ, о различиях в работе на производстве автомобилей и вертолетов, о зоне ответственности CIO на предприятии - и, конечно, о грядущем Х Конгрессе "Подмосковные Вечера".

Беседовал Алексей Кравченко.

 

 

АК: Расскажи о себе. С чего началась твоя карьера ИТ-специалиста?

В 1992 году после окончания Самарского политеха был принят в ИТ службу Волжского Автомобильного Завода. В то время ИТ служба называлась «УОП» - Управление Организации Производства, функция которого была управление производством предприятия на основе информационных технологий и АСУ.  Позже была переименована в «ДИС» - Дирекцию по Информационным Системам. Вспоминаю с теплотой и гордостью то время и людей. Время, когда еще были активны и значимы инженерные кадры, стоявшие у истоков отечественной ИТ-индустрии. Время, когда стремительно и драматично менялось все: государство, экономика, устои, цензура. В период с 1993 по 1996 активно осваивались и внедрялись клиент-серверные приложения и СУБД от Oracle, инфраструктурные компоненты от IBM, EMC, CISCO, Microsoft, Apple. Позднее, период бума интернет-технологий, коренным образом поменявшим подходы к построению систем и методам взаимодействия с потребителем продукции и сервиса.  В конце девяностых был реализован технологический b2b-портал, позволивший к 2007 году объединить  около 300 поставщиков и 400 предприятий сервисно-сбытовой сети, предоставив им возможность регламентированного доступа к информационным ресурсам АВТОВАЗа. Это одно из моих самых ярких воспоминаний начального периода деятельности.

АК: До компании «Вертолеты России» у тебя был большой опыт в области производства автомобилей. Насколько отличаются задачи CIO в этих сферах? 

Принципиальных отличий нет, так как сфера ИТ хорошо регламентирована и отечественными и зарубежными стандартами. Отличались лишь масштабы задач и уровень ответственности при принятии решений. Основная задача всегда была одна — обеспечить   процессную модель управления, в соответствии с традиционными сферами ответственности ИТ: планирование и организация, приобретение и внедрение ИТ решений, предоставление и поддержка требуемых информационных служб,  мониторинг и оценка их качества. Это позволяет гарантировать адекватность ИТ задачам бизнеса. Однако вне зависимости  от области производства крайне трудно «CIO» решиться самому и убедить других в необходимости минимизировать непрофильную для промышленного предприятия деятельность — ИТ. Не замыкать на себя как исполнителя эту процессную модель управления. Построение собственной инфраструктуры, ее сопровождение и развитие требует серьезных инвестиций в оборудование и постоянного мониторинга трендов для обеспечения необходимого уровня компетенций персонала. И это целесообразно отдавать внешним организациям. В тоже время крайне важно иметь и поддерживать внутренний адекватный состав бизнес-аналитиков, способных качественно и своевременно решать актуальные задачи. Знающих людей и нюансы объекта автоматизации.   Важно иметь группу экспертов, программистов, умеющих быстро и качественно писать код. Не покупать, а именно писать.

АК: Раньше к ИТ бизнес относился иначе, ведь в основном работа выполнялась вручную так, как зависимость бизнеса от информационных технологий и инноваций была минимальной. Как изменилось отношение за последние 10 лет?

Если говорить о 10-летнем промежутке, то как и в 2006 году, очевидна неотъемлемость ИТ от бизнеса. Каждый год удивляемся росту обрабатываемой информации, повышению уровня автоматизации, роботизации. Связанными с этим рисками социального характера, информационной безопасности. Однако события последних лет, в частности 2015 года, наглядно продемонстрировали необходимость взвешенного и внимательного отношения к сфере ИТ и отечественным компетенциям.  Как следствие, очевидный рост потребности в ИТ-специалистах, внимания к ним со стороны государства и бизнеса.

АК: Часто бывает так, что  сам бизнес не может сформулировать, что ему надо и как выглядит конечное решение. Каковы в этом случае задачи ИТ-директора?

На мой взгляд бизнес как раз и понимает, что ему требуется. Обычно требуется обеспечить своевременность и достоверность информации при минимальных трудозатратах. Задача ИТ-директора, в этом случае, найти оптимальное решение, учитывающее готовность Заказчика (бизнеса) и предприятия применить его. Выйти на единый понятийный уровень с бизнесом и минимизировать риск необоснованных ожиданий. Обеспечить стабильность работы принятого решения, с учетом двух основных факторов: оперативная доступность требуемых компетенций и бюджетное соответствие.   

АК: Рядом с умной машиной должен находиться и умный специалист. Каковы потребности бизнеса в кадрах сегодня? 

Если Вы спрашиваете о потребностях в специалистах по информационным технологиям, то они прежние: требуются люди с техническим складом ума, умеющие самостоятельно создавать. Ну в крайнем случае искать, осваивать «умные» инновации и доводить их до внедрения.  

АК: В прошлые годы часто задачи в ИТ на предприятиях заливали деньгами, сейчас времена другие. Бюджеты секвестированы. Как изменился подход к решению задач?

Очевидно, я не работал на предприятиях, где задачи ИТ «заливали» деньгами. Безусловно были периоды как относительного финансового достатка, так и острого дефицита.  Но всегда задачи решались на основании проектных решений с четко обозначенными целями и результатами. С требуемым уровнем ответственности за достижение результата. 

АК: Одни ИТ-профессионалы являются сторонниками best practice, другие, считают, что в живой организм имплантировать какой-то внешний искусственный орган и гарантировать, что он будет работать невозможно. А какой подход у тебя?

Не являюсь сторонником «best practice» и многочисленных «референс-визитов» в преддверии принятия решений.  Так же как и не могу поддержать мнение о безрезультатности «имплантации искусственного органа». Смотря для чего это делается. Если спасти и дать время, то «имплант» здесь то, что надо. А внедрение решений, содержащих набор «best practice» целесообразно лишь в том случае, если имеется четкая цель применить весь этот набор, выполняя простую, но системную работу построения целостного «ИТ-ландшафта»: конструкторские, технологические, управленческие системы, системы информационной безопасности внедряются последовательно, базируясь на единой нормативной информации. Перекос в сторону какого-либо из направлений приводит в многочисленным пересмотрам, аудитам и сменам команд. Что в свою очередь снижает удовлетворенность бизнеса результатами работы ИТ.  

АК: Как думаешь, где начинается и где заканчивается зона ответственности ИТ-директора на предприятии?

Очень часто идут дискуссии о роли ИТ на предприятии. И идеальном варианте, когда ИТ — партнер бизнеса. В таком случае крайне недальновидно для ИТ-директора проводить границы ответственности. Не забывайте о том уровне автоматизации, что мы сейчас имеем. Цифра и электронные устройства, взаимодействующие между собой, используются повсеместно. Вне зависимости о производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому мой ответ о зоне ответственности ИТ-директора — это «вверенный ему объект управления».

АК: Насколько мне известно, ты был пионером в области перехода на отечественный софт. С одной стороны, понятно, что это уход от рисков, связанных с использованием зарубежных продуктов. С другой стороны, это рациональное желание драматически снизить затраты на ИТ, сохраняя функционал и комфорт для конечного пользователя. Я все правильно понимаю?

Отечественный софт и решения с открытым кодом применялись и применяются на многих предприятиях. И мы не первые далеко. Целенаправленно и открыто информируем о своих действиях для того, чтобы привлечь к работе другие предприятия.

Все, что касается снижения расходов на ИТ в нашем случае - побочный эффект ухода от рисков. Просто жизнь сложилась так, что я работаю в структуре, производящей продукцию как гражданского, так и военного назначения. И когда шарахнули все эти события - санкции и тому подобное - появилось четкое понимание того факта, что мир ИТ далеко не такой цветной и радужный, каким его себе представляют. 

Все было классно и здорово, но в один прекрасный день стало всерьез не по себе. Есть боевая техника, которая основана на совершенно иных технологических решениях, и сообщество не имеет четкого понимания этих решений. И нельзя дать гарантий, что в сложившихся условиях эти решения будут работать, как положено.

С другой стороны, у меня на прошлой работе был хороший опыт - когда рядом стояли коллеги, которые могли не покупать, а самостоятельно собирать решения. Причем это было не просто на порядок дешевле, но еще и проще, и результат был куда понятнее.

Сейчас мы, как я рассказывал на одной из конференций, собрали тестовый стенд на open source и выходим на открытый рынок с предложением - пусть придут те, кто сможет не просто собрать инфраструктуру в масштабах холдинга, но и взять на себя ответственность за сопровождение этих решений. Это первое. Второе - это работа с ИТ-руководителями на заводских площадках, из которых, собственно, и состоит холдинг: КБ, заводы основной технологической цепочки и ремонтники. И, чтобы все это реализовалось, нужно, чтобы руководители предприятий поверили в эти решения и в их работоспособность.

АК: А, если исходить из твоего опыта, каких «подводных камней» нужно остерегаться ИТ-директорам при переходе на отечественные продукты? На что обратить внимание?

Если мы говорим о задаче сделать «альтернативный контур», нельзя забывать, что все решения должны базироваться на ОС. Если к вам кто-то приходит, то нужно понимать, что вам предлагают либо коммерческое решение, которое потянет за собой другие коммерческие продукты (пусть не настолько затратные, но это все равно деньги) - либо что-то, основанное на давно испытанном продукте. Линукс, юникс - к вам может прийти интегратор и сказать «Я их знаю, понимаю, а тебе помогаю только их правильно упаковать». И в этом случае, скорее всего, специфических подводных камней нет.

Однако необходимо отработать стенды самому и уже с четкими требованиями выходить на рынок за услугой. Если в этом еще останется потребность. Так как, организовав работы по стендированию, вы найдете и соберете собственную компетентную команду. 

Призываю к одному - нужно как можно быстрее объединять свои интеллектуальные ресурсы - на любой площадке. Чем больше будет взаимообогащающих проектов на предприятиях с собственным ИТ, тем легче будет двигаться прогресс. У вас появятся люди, которые почувствуют и полюбят вкус самостоятельного управления кодом. Это сообщество будет развиваться все быстрее и быстрее, и это и будет прогресс!

АК: Существует точка зрения, что 80% ИТ-инициатив в области автоматизации бизнеса дают 20% эффективности. Ты согласен с этим?

Нет, не согласен. Если Вы спрашиваете об «экономической эффективности», то существуют многочисленные подходы расчета эффектов ИТ-проектов в области автоматизации. Их объединяет одна цель — обоснование требуемых финансовых затрат при использовании дорогостоящих программных компонентов и оборудования. Если речь идет об эффективности взаимодействия сотрудников, потребителей, руководства при принятии решений на основании автоматизированных процессов сбора и своевременного предоставления корректной информации, то ИТ-инициативы здесь себя оправдывают на все 100%. Они позволяют убрать промежуточные звенья, сделав взаимодействие всех участников проще, быстрее, дешевле.

АК: До Х Конгресса «Подмосковные Вечера» остался всего месяц. Что тебе интересно услышать в этом году? Зачем идешь на Конгресс? Какие ожидания?

Во-первых, это прекрасная площадка для обмена мнениями и установления контакта с коллегами даже не на деловой почве, а на простой, житейской. Ничто так не сближает людей, как общность интересов вне работы. Из этого «растут» и правильные рабочие отношения, и взаимоподдержка, и подход к делам.

Во-вторых, я на своей шкуре ощутил, что Клуб - это своеобразный ИТ-профсоюз, который позволяет оставаться самим собой, иметь собственную точку зрения и место, где всегда помогут выправить тяжелую жизненную ситуацию. Когда обратиться некуда - такое сообщество просто необходимо. Поэтому спасибо тебе большое за то, что ты делаешь.

АК: Тебе спасибо за интервью!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных