Регистрация
Отчет Партнеры

19 февраля 2007


Заседание 19.02

20 февраля 2007 443 0

 


Взаимодействие консультантов и заказчиков.


Заседание клуба 4CIO.Ru прошло в зале "Библиотека", отеля "Балчуг". Это стало возможным, благодаря нашему партнеру, компании Accenture. 
Из окна зала открывался прекрасный вид на Московский Кремль!

На заседании присутствовало более 70 ИТ-Директоров, членов клуба, а так же представители компаний 1С и Verit, представители СМИ.
 
Общая фотография присутствующих.
 
Перед заседанием была сделана коллективная фотография.
 
 
Алексей Кравченко - Директор Управляющегоофиса 4CIO.RuКак всегда, открыл заседание, Алексей Кравченко, Директор Управляющего офиса клуба. Он рассказал о том, что ждет всех участников клуба в ближайшем будущем. Главное событие месяца февраля - это учредительный съезд Союза директоров ИТ.

Не менее важное событие ближайших дней - это поездка российской делегацию CIO на выставку CeBIT-2007, на которой, кстати, нынеший год объявлен годом России.


А потом началось само заседание. На этот раз оно было посвящено непростой проблеме - «Повышению эффективности взаимодействия консультанта и компании-заказчика» и главными докладчиками были представители известной компании Accenture. 

Вадим Пестун. AccentureНачал выступление старший менеджер Accenture, Вадим Пестун, причем построил его в виде свободного обмена мнения с членами московского клуба 4CIO. Он сравнил деятельность консультанта с работой домашнего врача, который должен появляться у «больного» не только при заболевании, а находиться с ним в постоянном контакте и хорошо знать всю историю его жизни и развития. Консультант, по его мнению, должен находиться в постоянном контакте с клиентом, помогая ему изменяться, чтобы выжить в сложном и конкурентном современном мире и адаптируя.
Далее г-н Пестун предложил обсудить ключевые моменты общения консультанта и заказчика. Первый - как выбирать консультанта? Для кого-то главным в этом выборе будет финансовая сторона, для кого-то - качество консультанта, его послужной список и рекомендации. Всегда надо четко понимать: с какой целью вы приглашаете консультанта и сколько вы готовы заплатить за его работу. При этом надо учитывать, что и консультант всегда ведет себя в соответствии с выделенным ему бюджетом - он может либо расширять, либо сокращать спектр своих действий.

Г-н Скородумов из ОГК-4 высказал идею, что пока ребенок не обожжется в огне, он не сможет понять, что огонь обжигает. Поэтому надо дать ему возможность обжечься. Таким же образом, по его мнению, надо строить и взаимоотношения консультанта с клиентами: пусть клиенты попробуют сократить бюджет и посмотрят, что из этого получится. По мнению других участников дискуссии, консультант должен предложить клиенту минимально возможный набор своих услуг в рамках предложенного бюджета, чтобы клиент с самого начала знал, на что он идет.
Другие участники дискуссии высказали предложение, что консультант должен нести ответственность за все свои действия, только вот как достичь этого? К сожалению, результаты далеко не всех проектов видны сразу же после их завершения и их не всегда можно конкретно измерить. Например, проекты по стратегическому управлению. Были высказаны соображения и в защиту консультантов: нельзя только на них возлагать всю ответственность за результаты проекта, поскольку далеко не все от него зависит. Г-н 


Владимир Кива (CIO сети универмагов «Перекресток») рассказал о том, что во многих проектах, которые проводились под его руководством, консультанты несли конкретную финансовую ответственность за результаты проекта. При этом г-н Кива отметил еще одну очень интересную особенность: результаты работы проекта обычно бывают самыми высокими в присутствии консультантов, но после их ухода с проекта они чаще всего снижаются.
Г-н Пестун подытожил эту дискуссию, сказав, что действительно, для успешного построения взаимодействия консультанта и заказчика, надо прежде всего четко определять цели и результаты консалтинга и фиксировать вознаграждение консультанта в зависимости от этих результатов.

Далее г-н Пестун поставил перед участниками собрания вопрос о том, каким в проектной группе должно быть соотношение консультантов и сотрудников компании. Одно из высказанных предположений было - половина на половину, другое - 40% (консультантов) и 60%. По мнению г-на Пестуна, число консультантов не должно превышать 20-30% от общего числа участников проектной группы, чтобы обеспечить действительную заинтересованность компании в успешной реализации проекта.


Следующим моментом, который обсудили участники встречи, стала квалификация консультанта. Все сошлись на том, что приглашать надо только человека, обладающего теми знаниями и умениями, которых просто нет в компании. При реализации проекта надо всегда стремиться максимально обходиться своими силами и лишь в безвыходной ситуации приглашать экспертов извне, поскольку собственные сотрудники знают все слабые и сильные места бизнеса своей компании, их не надо вводить в курс дела. Особое внимание надо обратить на распределение ответственности между конкультантами и сотрудниками компании.

А вот как выбрать нужного консультанта? По мнению г-на Кивы, надо всегда организовывать для консультантов небольшой пробный проект и принимать решение о дальнейшем сотрудничестве на основе его результатов. Такая практика постепенного расширения сотрудничества помогает избегать больших провалов и помогает консультантам и заказчикам «притереться» друг к другу.

Сергей Костюкович. AccentureК разговору подключился Сергей Костюкович, старший менеджер компании Accenture. Он обратил внимание собравшихся на то, что огромное значение для консалтинговой компании имеет то, каким образом она накапливает опыт и знания для проведения следующих своих проектов. Приглашая на проект консультанта или набирая целую группу консультантов надо быть уверенным, что они не только обладают опытом в проведении подобных проектов, но имеют и доступ к базе знаний по аналогичным проектам. Важно, чтобы в этой базе знаний был собран максимальный объем информации, в том числе и разные взгляды и мнения по поводу выполняемых проектов.

Еще один важный аспект общения «консультант-заказчик» - это согласование бюджета, объема работ и сроков выполнения. Здесь есть много тонкостей и стратегий поведения, но все же основное значение имеет доверие между консультантом и заказчиком. Как обратил внимание г-н Пестун, это укладывается в его идею «домашнего доктора», поскольку там доверие между консультантом и заказчиком является основой их взаимоотношений и создается в течение долгих лет взаимодействия.
Далее г-н Пестун продемонстрировал результаты опросов руководителей различных компаний из разных отраслей промышленности. Оказалось, что предприятия торгового сектора несколько большее значение при выборе консультантов придают вопросам оплаты их труда, а вот производственные компании основным считают опыт.
На вопрос г-на Пестуна о том, насколько интересной показалась предложенная им стратегия «домашний доктор», были высказаны мнения, что при реализации проектов с жестко определенными сроками лучше все-таки использовать внутренние ресурсы, поскольку их легче мотивировать. Кроме того, как было показано г-ном Пестуном, после ухода внешних консультантов из проекта всегда наблюдается определенный спад в эффективности использования результатов их работы. Внешних консультантов эффективнее использовать на долгосрочных проектах или при отсутствии необходимой экспертизы в компании.

Далее участниками встречи были высказаны мнения о том, что каждый консультационный проект имеет свою индивидуальность и трудно выработать единые рекомендации для всех. Например, было отмечено, что очень важны личные взаимоотношения, установившиеся между заказчиком и консультантом, так что даже после смены места работы обоими они продолжают поддерживать производственные контакты. Таким образом еще раз возникла идея доверия, которое является определяющим во взаимоотношениях «консультант-заказчик».
После этого участники обсудили проблему «аутстаффинга», то есть, что выгоднее заказчику - покупать у консультантов услуги или сотрудников? Как и во всех других случаях, ответить однозначно на этот вопрос нельзя, все зависит от конкретных условий. Г-н Пестун подчеркнул, что существует целый ряд известных личностей в мире консалтинга, которых стремятся заполучить на свои проекты практически все.
В заключение своего выступления г-н Пестун обратил внимание на то, что в процессе реализации проекта многое может меняться - бюджет, сроки и даже цели - и консультанту надо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Далее с очень кратким и очень интересным сообщением выступила Елена Конькова, исполнительный директор будущего союза ИТ-директоров. Она пригласила всех собравшихся принять участие в учредительном съезде ИТ-директоров, подчеркнув, какое важное значение придает ему Министерство информационных технологий и связи, поскольку новый союз сможет придать новый импульс развитию ИТ в России, повысить значимость ИТ и позиции ИТ-директора в российских компаниях. Не меньший интерес к событию проявляет и российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Это важнейшее дело только начинается и успех его будет зависеть от самого активного участия ИТ-директоров российских компаний в нем.


Владимир ДеминЗаключительный доклад в этот очень интересный вечер сделал Владимир Демин - эксперт, имеющий опыт работы в консалтинге свыше 15 лет и заслуживший признание и уважение клиентов как профессионал, всегда предлагающий заказчикам оригинальный подход и инновационные решения. В арсенале Владимира Демина - создание нескольких известных консалтинговых компаний и воспитание не одного поколения профессионалов, на чьем счету детяки успешных консалтинговых проектов, многие из которых были восприняты специалистами России и мира, как новый стандарт работы. 
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ В. ДЕМИНА.
 
 

 


Партнером заседания клуба 4CIO.Ru стала компания Accenture


Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных