Регистрация

Выбор пути

13 декабря 2018 564 0

Как сообщил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) Олег Иванов после недавнего заседания Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР) представило концепцию развития сетей 5G/IMT-2020. Напомним, что в конце июня текущего года Минкомсвязи объявило тендер на разработку концепции по развитию сетей 5G. В конце июля министерство объявило НИИР победителем.

Однако существует альтернативная концепция развития сетей пятого поколения. Этот документ был подготовлен ООО "Спектрум Менеджмент", а заказчиком выступил российский Союз операторов мобильной связи LTE (LTE Union). Более того, рабочая группа "Информационная инфраструктура" АНО "Цифровая экономика" уже одобрила эту концепцию (см. новость ComNews от 7 ноября 2018 г.).

После заседания ГКРЧ Олег Иванов сообщил о том, что обе концепции направлены в АНО "Цифровая экономика" для рассмотрения. "Мы обязательно соберем всех операторов и обсудим. Никаких силовых решений не будет. Со своей стороны, Минкомсвязи будет участвовать в обсуждении. Мы будем проводить для них экспертизу при помощи наших научных институтов. Но решение они (операторы - Прим. ComNews) должны принять самостоятельно", - сказал Олег Иванов. 

Таким образом, профильное инистерство, отправив обе концепции "на переплавку" в АНО "Цифровая экономика", по всей видимости, хочет получить единый документ, который устроил бы все стороны, участвующие в процессе создания и развертывания 5G в России. Кстати, если учитывать, что среди учредителей АНО "Цифровая экономика" представлены крупнейшие игроки рынка, в том числе и операторы "большой четверки", то при любом исходе можно предположить, что мнение, например, региональных сотовых операторов ("Мотив", "Летай"/"Таттелеком", "ВайнахТелеком" и т.д.) услышано будет едва ли.  

Даже если не задаваться вопросом о том, по каким причинам были параллельно разработаны две концепции (ответ на этот вопрос может быть до банальности простым в контексте лоббирования интересов различными группами на рынке связи), а принять как данность их наличие, то все равно некоторые моменты заставляют задуматься о том, принесет наличие двух концепций больше пользы или вреда.

С одной стороны, обе концепции имеют право на жизнь. И то, что отрасль может в итоге выбрать лучшие из подходов, прописанных в обоих документах, является благом.

С другой стороны, параллельное существование двух концепций с высокой долей вероятности будет тормозить развитие сетей пятого поколения в РФ. То есть вместо того, чтобы принять одну концепцию и уже начинать действовать, игроки рынка будут тратить время на то, чтобы лоббировать интересы в процессе обсуждения на площадке АНО "Цифровая экономика". А это значит, что процесс принятия единого документа может затянуться и перенестись уже на 2019 год. С учетом выходных и праздников ожидать появления документа можно будет в лучшем случае к февралю 2019 года, а то и позже. Между тем эксперты называют 2020 год периодом начала активного запуска 5G во всем мире, и времени до этого момента остается все меньше.

Если процесс затянется, то мы, к сожалению, можем стать свидетелями тому, что периодически наблюдаем, когда речь заходит о регулировании. Аналогия напрашивается сама собой. Программу "Цифровая экономика Российской Федерации", которая была рассчитана на период с 2018 по 2024 год, правительство РФ утвердило 28 июля 2017 года, и по этому направлению была развернута активная деятельность. В частности, к началу 2018 года правительство РФ утвердило планы мероприятий (дорожные карты) по пяти направлениям программы "Цифровая экономика РФ", где были приведены подсчеты по объемам бюджетных и внебюджетных средств (см. новость ComNews от 10 января 2018 г.).

Однако в июне 2018 года новое Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций взялось радикально переписать программу "Цифровая экономика РФ" с учетом майского указа президента РФ Владимира Путина, превратив ее в нацпроект (указ президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г."; см. новость ComNews от 6 июня 2018 г.).

В итоге, презентуя в октябре 2018 года структуру распределения средств из федерального бюджета на каждое из шести направлений нацпроекта "Цифровая экономика РФ", глава Минкомсвязи Константин Носков говорил уже о расходах по направлениям национального проекта в период с 2019 по 2024 год (см. новость ComNews от 17 октября 2018 г.).

Иными словами, корректировать и дорабатывать концепции, правила и проекты можно до бесконечности, и не хотелось бы видеть, как этот процесс поглощает концепцию развития сетей 5G.

Однако даже если предположить, что участники АНО "Цифровая экономика" будут действовать оперативно и, сумев договориться к всеобщей выгоде в сжатые сроки, примут единую концепцию, это не снимает главный вопрос, который нужно решить.

Игроки сотового рынка в один голос говорят о том, что для успешного развертывания 5G в России необходима расчистка радиочастотного спектра, а также его гармонизация. Полосы, специфицированные под 5G в Европе и иных регионах мира, заняты существующими средствами и системами связи. И в этой ситуации лучшее, что может сделать государство, - это активно принимать участие в процессе расчистки спектра, ведь наличие одной, двух или более концепций не отменяет необходимости решать эту проблему. И решать ее нужно оперативно.

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных