Регистрация

Новые направления для управления

3 июля 2018 659 0

Источник: ComNews.

Проект постановления правительства РФ о расширении полномочий федерального Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) предполагает и расширение его штата. Поскольку значительная часть новых полномочий Минцифры направлена на реализацию программы "Цифровая экономика", логично предположить, что три новых департамента, а также два заместителя министра будут заниматься различными направлениями в этой сфере. Открытым остается лишь вопрос о том, какие это будут департаменты и за что будут отвечать новые замминистра. 

Проект постановления размещен на сайте regulation.gov.ru и предполагает внесение изменений в отдельные акты правительства Российской Федерации, которые производятся во исполнение указа президента России от 15 мая 2018 г. №215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Напомним, что, согласно этому указу, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) было преобразовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Среди прочего, изменения предполагается внести в постановление правительства от 2 июня 2008 г. №418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации". Подпункт 5.3 этого положения (в котором говорится о том, что должно обеспечивать министерство) предлагается дополнить целым рядом полномочий, в рамках которых Минцифры должно осуществлять подготовку и реализацию программы "Цифровая экономика РФ".

В частности, в проекте постановления указано, что министерство должно участвовать в разработке и реализации планов цифровой трансформации государственных органов, государственных учреждений, корпораций и фондов, обеспечивать реализацию и масштабирование пилотных проектов и лучших практик в рамках технологического развития цифровой экономики. Минцифры должно участвовать в формировании новых рынков, основанных на использовании ИКТ, создавать условия для развития крупных российских организаций в этой сфере и обеспечивать создание кросс-отраслевых консорциумов в сфере цифровой экономики на базе крупнейших российских интернет-компаний, банков, операторов связи (в том числе почтовой), операторов платежных систем, участников финансового рынка, государственных компаний и корпораций.

Помимо этого, на Минцифры возлагается обязанность по выработке единой политики цифрового развития процессов государственного управления и координации внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, а также по мониторингу эффективности использования государственных информационных систем.

Кроме того, проектом постановления предлагается дополнить полномочия Минцифры возможностью определять единую технологическую политику в сфере ИКТ, в том числе путем рассмотрения и согласования документов, содержащих архитектуру планируемых решений, и ключевых технических документов, описывающих такую архитектуру, а также определять и координировать управление единой архитектурой государственных цифровых платформ и данных, включая архитектурные требования к присоединенным информационным системам.  

Приведенные полномочия - только часть из того, что предлагается добавить. Получение Минцифрой такого количества новых полномочий в сфере цифрового развития требует увеличения штатной численности аппарата министерства. Проектом постановления предлагается увеличить количество заместителей министра до 10 вместо нынешних восьми. Кроме того, в структуре центрального аппарата министерства количество департаментов предлагается увеличить до 18 (сейчас их 15).

Порассуждаем, на каких направлениях было бы разумно сосредоточиться этим трем новым департаментам, а также двум заместителям министра.

Во-первых, логично было бы создание департамента, отвечающего за цифровую трансформацию на так называемых вертикальных рынках. Такой департамент занялся бы вопросами внедрения ИКТ в отдельных отраслях экономики (электроэнергетике, нефтегазовой отрасли, финансовом секторе, сельском хозяйстве и т.д.). Поскольку это большое и довольно сложное направление, логично было бы отдать его под управление отдельного заместителя министра из числа двух новых, которые могут появиться в Минцифре. Комплексная работа по цифровой трансформации именно в разрезе вертикальных рынков необходима, поскольку нужно понимать, какие технологии, решения и сервисы востребованы конкретными отраслями экономики, а для этого - разбираться в технологических и бизнес-процессах каждого вертикального рынка.

Вторым важным направлением видится создание отдельного департамента по цифровой трансформации в органах государственной власти. В нынешней структуре министерства существует департамент координации информатизации. Но он (согласно официальной информации с сайта Минцифры) занимается методической поддержкой органов государственной власти по вопросам планирования, создания и использования в их работе ИКТ, а также организацией экспертизы проектов по информатизации органов государственной власти.

Очевидно, что есть потребность сосредоточить в руках Минцифры всю полноту полномочий по контролю цифровой трансформации госорганов. Это, в частности, позволит избежать ситуации, при которой в органах госвласти на различных уровнях зачастую внедряются дублирующие информационные системы (ИС) и иные сложные программные продукты от различных вендоров, а это - помимо расходования бюджетных средств - приводит к невозможности состыковать эти ИС между собой. Единый орган, который бы контролировал эти процессы и мог в силу своих полномочий не просто рекомендовать, а способствовать внедрению ИС по единым стандартам, был бы очень кстати. Кроме того, не стоит забывать, что цифровая трансформация - это не то же самое, что информатизация.

Наконец, третье направление, которое логично было бы выделить в отдельный департамент, - это информационная безопасность (ИБ), а если точнее, то обеспечение цифрового суверенитета и информационной безопасности. Отметим, что тема ИБ - одна из ключевых в нынешних реалиях, и направление "Информационная безопасность" включено в программу "Цифровая экономика" в действующей редакции. Если вся экономика движется в сторону цифровизации, то и важность информационной защиты инфраструктуры и программных продуктов повышается в разы, поскольку кибератака в современном мире может остановить работу целого предприятия, а то и привести к коллапсу целых отраслей.  

Понятие ИБ ныне гораздо больше, нежели только обеспечение защиты от киберугроз. Обратной стороной тотальной "оцифровки" как можно большего количества процессов, предприятий, отраслей и государства в целом является многократное возрастание риска потери цифрового суверенитета.

Несмотря на продолжающийся процесс импортозамещения, как минимум в сфере ПО в России сложно заметить сколь-нибудь широкое распространение отечественных программных продуктов, относящихся к классу так называемого системообразующего ПО. Речь идет, например, об операционных системах (ОС) или системах управления базами данных (СУБД). Такое критически важное ПО, используемое в РФ повсеместно, до сих пор практически полностью импортного производства. В еще большей степени это касается оборудования. А риски того, что в иностранных продуктах (как программных, так и аппаратных) есть незадокументированные возможности или критические уязвимости, никто не отменял.

Таким образом, информационная безопасность и обеспечение цифрового суверенитета - архиважная задача. И создание отдельного департамента по этому направлению в Минцифры было бы благом. Также логичным станет появление отдельного заместителя министра по этому направлению.

Появятся ли в Минцифры новые департаменты и заместители министра именно по тем направлениям, о которых говорили выше, - покажет время. Однако важность этих направлений очевидна и есть надежда на то, что в реформируемой структуре Минцифры работа по ним найдет свое отражение в том или ином виде.

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных