Регистрация
Виктор Большаков

Как оценить ваш ИТ или готовы ли вы за это платить?

11 декабря 2019, 12:22 186 0

    Информационные технологии ранее позиционировались как поддерживающая функция, должны работать компьютеры, должна быть локальная сеть, печатать принтеры и т.д. В современном мире информационные технологии стали играть и важную роль в развитии бизнеса. Для некоторых сегментов бизнеса, ИТ стало основным конкурентным преимуществом. На самом деле поддерживающая функция никуда не делась, к ней добавилась функция развития бизнеса.

    ИТ автоматизируют существующие бизнес процессы и поддерживают заданный уровень автоматизации процессов. Если у вас нет процессов, то начинать что-то автоматизировать достаточно рискованное занятие - это эксперимент. Оценка эффективности автоматизации процессов не может быть выполнена в отрыве от оценки бизнес идеи. А вот оценка поддержки вполне может быть сделана отдельно. Поддержка автоматизации существующих процессов, это обращения типа "работало раньше, но перестало работать", или если какие-то процессы не автоматизированы и ИТ единовременно осуществляет какие-то выгрузки, изменения данных.

    Давайте сразу разделим эти две функции в ИТ - поддержка и развитие, поскольку и методы оценки у них разные. На самом верхнем уровне существуют 3 фазы - эксперименты, стабилизация и поддержка. Некоторые фазы могут быть совмещены и за иллюзией того, что это несете экономию бизнес часто платит за это больше. Для примера возьмем внедрение Автоматизации в фин. учете компании:

    Отдел финансов считал P&L в эксельках (выгружая периодически данные из учетных и бизнес систем). В определенный момент это решили автоматизировать. Но, в процессе анализа проекта решили еще изменить методику, поскольку некоторые данные брались раньше с определенной погрешностью, а теперь можно было и точно посчитать. За счет того, что этапы эксперимента и стабилизации были совмещены стоимость внедрения многократно выросла. Нового процесса ранее не существовало и автоматизация превратилась в эксперимент с последующей стабилизацией.

    Таких примеров можно привести массу, но что хочется отметить - это смежную ответственность подразделения чьи процессы автоматизируются и ИТ подразделения осуществляющего автоматизацию ЕСЛИ процессы изменяются/создаются. Как оценить эффективность ИТ в данном процессе? А вы действительно хотите оценить это отдельно от качества изменяемого процесса?

    Я считаю, что с точки зрения бизнеса либо это был удачный эксперимент и принес бизнесу доп. прибыль или экономию, либо это был неудачный эксперимент.

    Оценка эффективности эксперимента - это сравнение затрат и выгоды, так же можно говорить о скорости окупаемости такой автоматизации. Разделить ответственность между подразделениями в таких задачах может нести раздор и в целом стать причиной того, что задача не будет выполнена. Хотя кому-то может понравится показатель - скоростью внедрения экспериментов, но Затраты на мероприятие это более общий параметр. В него в том числе входит конструирование нового процесса, экспериментальная автоматизация, поиск решения проблем возникших в новом процессе и т.д.

    Оценка этапа стабилизации - это время превращения эксперимента в стабильное решение. Эффективность ИТ в подобных задачах это отношение времени стабилизации на количество ошибок и суммарный ущерб от ошибок в процессе ближайшей эксплуатации (в зависимости от масштаба "ближайший" срок может быть различным).

    Оценка поддержки - стоимость одного обращения, скорость решения обращений, суммарный ущерб от невыполненных в срок обращений.

    Сбор этих данных - это расход, который иногда может быть достаточно большим, особенно оценка экспериментов. Для того чтобы оценить работу вашего ИТ подразделения вы заранее должны согласится на эти расходы. Эти данные лучше видеть в динамике от месяца к месяца и ставить цели по улучшению показателей.

    Часто возникает вопрос о том, какое оптимальное количество сотрудников должно быть в ИТ. В свете вышесказанного могу определить это количество как:

1. Количество сотрудников поддержки - расход на поддержку должен быть меньше чем суммарный ущерб от не выполненных в срок обращений.

2. Количество сотрудников экспериментов и стабилизации - задается скоростью развития вашего бизнеса. Чем быстрее вы хотите двигаться, тем больше ИТ ресурсов будет тратиться на это.

Комментарии (0)

Подписаться на комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных