Регистрация
Антон Пронин

А зрелая ли наша оценка зрелости?

13 апреля 2015, 18:02 2354 0

Много лет я работаю с процессами, применяю различные методологии для понимания - где сломалось, что сломалось, кем сломалось и почему. Процесс - уникальная сущность. С одной стороны, мы ставим рамки - правила и стандарты процесса, с другой стороны, его течение зависит от внешних и внутренних факторов. Каждый день сотни процессов обеспечивают правильную и неправильную деятельность ИТ (и других подразделений). 
Выполняя ежедневную работу, очень важно периодически подниматься немного выше над процессом и смотреть - насколько эффективно он выполняется? Удобен ли он? не побоюсь этого слова - "эффективен" ли он? НУЖЕН ЛИ ОН? 
Для этого, в основном, используют KPI и OPI процессов, ССП (система сбалансированных показателей) на их основе. Это как постоянно измерять температуру, давление, показать язык, глаза не красные, волосы не выпадают, ногти здоровые .... а как же плановый визит к врачу? просто,  обследоваться, что у тебя все идет хорошо? Мне кажется, вот тут полезно будет делать аудит зрелости процессов по определенным критериям.
Один из последних способов, который я использовал - это разработанная мной методика на базе Cobit 4.1., которая состоит из, примерно, 400 утверждений по каждому уровню зрелости каждого процесса каждого домена. Зачем так сложно?
Все просто: Система CMM (Capability Maturity Model) - не является плоской, а является многомерной системой координат. Та или иная активность в процессе может выходить на более высший уровень зрелости или наоборот, быть в нижних слоях. Важно учитывать все уровни и не измерять только по критериям, например, третьего уровня зрелости. Применяя математическую модель к подсчету всех показателей всех уровней зрелости, мы как раз и получим "среднюю температуру", но в разрезе конкретного подпроцесса/процесса/домена. Далее, делать повторно и отслеживать динамику. Ведь оно то нам и необходимо!
В дополнение, получаем еще пару вкусняшек:
1) реестр подпроцессов с низким уровнем зрелости (относительно установленного нами целевого уровня), рекомендации по повышению зрелости этих продпроцессов. Я это назвал "дорожной картой развития". 
2) В рамках одного подпроцесса или процесса можно выявить лидера среди предприятий , вытащить на поверхность полезные практики и тиражировать их на другие предприятия. (Кстати, чем это вам не "Кайдзен"?).
Этот аудит я попробовал на двух крупных Холдингах и пока нарабатываю его (всего-то 4-5 лет :))
Интересен ваш опыт в подобных аудитах. Прошу делиться, спрашивать и участвовать - всем рад!

 

Комментарии (0)

Подписаться на комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных