Регистрация

Интервью IT Manager с Алексеем Кравченко и Павлом Пестряковым

18 августа 2016 1371 0

В интервью для специального выпуска журнала IT Manager, посвященного X Конгрессу "Подмосковные Вечера", основатели Клуба 4CIO рассказывают о том, как появился Конгресс "Подмосковные Вечера", как с тех пор изменился рынок, и что делать ИТ-директорам, чтобы переломить сложившуюся ситуацию на рынке. Дороговизну и безальтернативность можно победить!

Беседовала Ольга Попова.

Ольга Попова: Расскажите, с чего начинался Конгресс «Подмосковные Вечера».

Алексей Кравченко: После пары неудачных попыток организовать Конгресс с одной из маркетинговых компаний, в 2007 году мы, учитывая этот опыт, начали работать над мероприятием самостоятельно. Прежде всего это решение было обусловлено тем, что мы хотели создать Конгресс для ИТ-директоров, где они сами могут определить темы обсуждений, пригласить лояльные ИТ-компании и свободно разговаривать, делиться опытом и мнениями о том, что действительно актуально.

Павел Пестряков: Первый Конгресс состоялся потому, что нам было неинтересно посещать вендорские мероприятия – для нас даже не нашлось там места. Когда мы впервые приехали на такое мероприятие большой толпой, нас сначала выгнали из зала, а затем препятствовали общению в холле. Естественно, логичным шагом была организация собственного мероприятия – им и стал Конгресс. Его основное отличие – мы, то есть потребители, сами выбираем тематику, определяем взаимоотношения с вендорами и так далее.

ОП: А что изменилось за десять лет проведения Конгресса?

АК: Изменилось все - и не изменилось ничего. Мы идем эволюционным путем, каждый год появляются новые тренды и тенденции, темы всегда свежи и актуальны - то, что ИТ-директора реально используют в своей работе. Кто-то нашел что-то новое, что-то у себя внедрил и готов поделиться опытом с коллегами. Безусловно, наши партнеры, присутствующие на Конгрессах, вносят свою лепту - они рассказывают про свой опыт, решения и продукты… И так из года в год. Никаких революций, никаких кардинальных изменений. Всегда стараемся увеличивать количество участников, повышаем качество аудитории с обеих стороны - как CIO, так и партнеров, придумываем новые интересности и вкусности для культурной программы.

ПВП: Поменялось многое – сменились некоторые люди, изменилась внешняя среда, рынок, государство, в котором мы существуем… Понятие «информационное общество» стало признанным и общеупотребительным.

ОП: Правильно ли я понимаю, что многие участники из тех, кто был на первых Конгрессах, сейчас все так же состоят в Клубе и приезжают осенью на «Подмосковные»?

АК: У всех по-разному. Мир неоднозначен, все люди разные. Конечно, «костяк» из тех, кто считает за честь посетить «Подмосковные Вечера», остается - и они по-прежнему приезжают. Таких человек 50-70. В моем представлении, ИТ-директора - люди занятые, однако Конгресс воспринимается как мероприятие, которое нужно посетить. Отложить дела, выкроить время и приехать. Мы же, со своей стороны, стараемся пригласить на секции тех, кому обсуждаемые темы действительно интересны и играют важную роль в работе.

ПВП: Да, как я уже говорил, среда меняется, но большинство людей остаются. Кому-то становится неинтересно, и он уходит в другие сферы деятельности, но взамен приходят новые люди, принося с собой все новые идеи.

ОП: А темы? Что было актуально для ИТ-директоров десять лет назад – и что актуально сейчас?

ПВП: Когда Конгресс только начинался, понятие «ИТ-директор» почти не использовалось. Были начальники отдела автоматизации. Конечно, темы тогдашних обсуждений определялись проблемами, которые нас волновали. Всех интересовало, как продолжать выполнять свои обязанности в стремительно меняющейся обстановке, сохранять эффективность и полезность проектов.

На сегодняшний день «костяк» сообщества – это те люди, которые уже являются бизнес-лидерами. Конечно, и отношение к ним за десять лет изменилось, и государство уже по-другому смотрит на деятельность CIO. Сейчас люди беспокоятся о том, как организовать бизнес, как своевременно принимать необходимые решения, а не о том, как самоутвердиться на своей должности. Разговоры про ИТ сейчас в основном ведутся в ключе инноваций и их использования на благо бизнеса, а не о том, как CIO построить взаимодействие с другими руководителями.

АК: Естественно, темы приходят и уходят. Темы десятилетней давности на сегодняшний день, конечно, в большинстве своем уже неактуальны. Мир очень быстро меняется, а мы стараемся отслеживать изменения в нашей отрасли. Новые темы, волнующие сообщество, появляются и развиваются постоянно. Например, пять лет назад появилось понятие «клауд», а сейчас облачные решения уже являются реальностью, в которой мы живем. Сегодня свежий тренд - промышленный Интернет вещей, и я проведу на Конгрессе секцию, посвященную ему. Посмотрим, что будет с этим трендом через три года: станет он реальностью, как «облака», или останется темой обсуждений.

ОП: Что вам особенно запомнилось в прошлых Конгрессах?

АК: На один из Конгрессов мы пригласили ветеранов ИТ. Пришли люди в преклонном возрасте, которые в 60-70е годы поднимали индустрию отечественных информационных технологий - конечно, это современное название, тогда она называлась по-другому. Этот визит был крайне трогательным, и их выступления запомнились каждому.

А на другом Конгрессе мне очень понравилось выступление живых ежей, ведь ёж - это символ «Подмосковных Вечеров», и высшая награда Клуба называется «Хрустальный Ёж». Ёжики были очень милые и забавные, катали яблоки, показывали трюки - классно было.

ПВП: «Подмосковные Вечера» – это квинтэссенция клубной жизни. Мне запомнились первые мероприятия, связанные с регатами. Сейчас на рынке это довольно популярная тема, а тогда мы были едва ли не первыми, кто ездил на какие-либо соревнования, все эти яхты, паруса… Для меня это одно из самых ярких воспоминаний. Я вообще не люблю много говорить, для меня Конгресс – скорее место встречи, нежели площадка для обсуждения.

ОП: Павел, но ведь ты традиционно ведешь одну из секций на «Подмосковных Вечерах»?

ПВП: Скажем так, традиция появилась из-за того, что никто другой не может вести эту секцию. Я вообще-то считаю неправильным, когда человек собрал клуб «имени себя», сидит на всех заседаниях за трибуной, сам себе грамоты вручает… 

Я старался, чтобы разные люди участвовали в подготовке мероприятий, а мне оставалось самое сложное. Ведь моя секция идет в последний день, когда все уже хотят разъехаться. Интересно получилось, когда мы начали запускать ежегодную анкету, а на моей секции обсуждать результаты с участниками. Мы ведь как-то обсуждали, сбываются ли прогнозы год от года – а на мой взгляд, самые интересные прогнозы делают сами ИТ-директора. Как правило, сбываются самые необычные вещи, к примеру, несколько лет назад никто не верил в победу аутсорсинга, а сейчас аутсорсинг, по факту, рулит крупными предприятиями.

ОП: Я очень хорошо помню заявления о том, что облачные сервисы - это «мыльный пузырь», а сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что эти технологии проникли уже повсюду.

ПВП: Вот на это заявление я могу ответить одним словом: «Сноуден»! ☺

Конечно, они повсюду, но только там, где лежит не слишком конфиденциальная информация. Безусловно, «облака» когда-нибудь будут интересны бизнесу, но сейчас… Всегда так, безопасность и доступность – вечные антагонисты.

ОП: Раз уж мы заговорили о прогнозах – в каком направлении, на ваш взгляд, развиваются информационные технологии в России?

АК: В последние годы все особенно быстро меняется. Сейчас очень трудно представить пятилетний горизонт планирования. Еще пару лет назад в России не было Uber, а сейчас термин «уберизация» или «диджитализация» бизнеса является актуальным. И многие компании стараются применить этот подход в реальной практике. Мы весь год наблюдаем за трендами, стремительно влетающими в нашу жизнь, аккумулируем свои впечатления - и выносим их на Конгресс. 

Или наоборот, взять хотя бы тему безопасности - это исключение из правила, тема, которая обсуждалась, наверное, на каждом Конгрессе. А на сегодняшний день вопросы безопасности совсем не те, что тогда. Изменились типы угроз, риски, в нашу жизнь постоянно приходят новые вещи, подключенные к интернету, поток данных растет, и старый тренд обретает новое понимание.

Что касается всего сообщества и его взаимоотношений с правительством - на мой взгляд, государство достаточно далеко от информационного общества. Сегодня, когда необходимо замещать зарубежные продукты, правительство основной фокус усилий сосредотачивает на поддержке отечественных разработчиков. Но не потребителей - и в этом ошибка. Мне кажется, имеет смысл работать над созданием спроса, и тогда разработчикам не потребуется помощь. Все станет на свои места, и будет сформирован жизнеспособный рынок.

На таких мероприятиях, как «Подмосковные Вечера», рынок получает информацию о запросах потребителей - и может адекватно реагировать, подстраиваясь под эти запросы. Круг замыкается.

ПВП: Технологии в России развиваются так же, как и во всем мире. Всем хочется доступности, безопасности, чтобы бизнес развивался, но никто не хочет сильно рисковать. И ситуация с международными отношениями тоже давит на развитие…

Сейчас очень много разговаривают об импортозамещении, уже достаточно много продуктов появилось, но эта история длится уже третий год. Само слово «импортозамещение» прозвучало, если я правильно помню, в декабре позапрошлого года, и мне уже тогда очень понравилось, ведь этот тренд открывает для участников нашего рынка огромные возможности. На эту тему сломано уже немало копий, ведь государство потребляет 80% ИТ в стране, и его бюджеты – по большому счету и есть бюджеты российских ИТ. Когда западники начали ограничивать доступ к своим продуктам, а наше правительство постановило переходить на отечественные решения – это не могло не повлиять на рынок.

ОП: Все-таки российские вендоры обладают другим менталитетом, нежели зарубежные.

ПВП: Естественно. Это менталитет людей, которым крупные корпорации в жесткой конкуренции оставили крошечный кусочек рынка – как они еще могут себя ощущать?

АК: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Ограничили нам доступ к зарубежным технологиям - приходится выживать самим. А на самом деле нужно не выживать, а опережать. Интеллектуальный потенциал у нас колоссальный, и не только интеллектуальный. Взять хоть сельское хозяйство - за три года кризиса мы стали первыми в мире по поставкам пшеницы, причем с большим отрывом. Такой же прогресс можно показать и в информационных технологиях, собрав собственный пул качественных продуктов - все дело в организации процесса. Ограничения западных вендоров выводят нас из привычной среды, понятной, хотя и дорогой. Меняя западные продукты на отечественные, мы видим, что эффективность выше, стоимость ниже, а создать привычный интерфейс - процесс недолгий.

ОП: Как сейчас развиваются отношения с отечественными вендорами? Я понимаю, что здесь первую скрипку играет 1С…

ПВП: 1С, по большому счету, крупнейший игрок, и развивать с ним отношения – это медитативное занятие. Он дружит с тем, с кем хочет.

Интересны становятся те, кто еще недавно был незаметен на рынке. Я в очередной раз приведу в пример компанию CDC, которая уже двадцать лет выпускает продукт мирового уровня, о котором никто не знает. А впервые мы с этим столкнулись, когда два года назад на наших мероприятиях по мобильности все говорили в один голос, что на рынке нет SDK. А я в это время встречаюсь с Хуссейном Аз-Зари, который мне говорит, что у них лучший SDK на рынке. А никто об этом даже не задумывается. Конечно, мы активно начали продвигать и помогать.

Самое главное – познакомить людей с продуктом и друг с другом, организовать человеческое общение. На это и направлена большая часть мероприятий.

АК: Конечно, нельзя чесать всех одной гребенкой. Есть очень яркие свежие проекты и решения, а есть и традиционные отечественные вендоры. В массе своей рынок отечественных продуктов пока незрелый. Здесь есть большая разница между бизнесом западных и отечественных вендоров. Нашим компаниям предстоит еще переосмыслить понятия «прайс-лист», «маркетинг», «продажи», «поддержка», «PR» и так далее. Переосмыслить и сделать все, чтобы потребитель был спокоен и уверен в сотрудничестве с ними. Таких компаний пока мало, но я прекрасно понимаю, что все зависит от уровня доходов вендора. Когда уровень доходов растет, эти вещи  при грамотном руководстве появляются практически моментально. После работы на оборонзаказах (а многие отечественные вендоры занимались именно этим) выход на открытый рынок чреват непониманием того, что здесь законы рынка, а не госзаказа.

ОП: Почему вы по-прежнему встречаетесь, если сейчас можно провести любую встречу или конференцию, не вставая с кресла? Сейчас же все уходят в онлайн.

АК: Онлайн - это прекрасно, и в повседневной жизни я тоже пользуюсь мессенджерами, почтой, прочими приложениями. Но все-таки нужно видеть друг друга, смотреть в глаза, видеть реакции, эмоции. Даже обычное рукопожатие дорогого стоит. А когда мы собираемся вместе и что-то обсуждаем, есть определенная аура, и ее не передашь по проводам.

ПВП: Ничто не заменит живое общение. Технологии коммуникаций расширяют наши возможности, но общение лицом к лицу – это самый полный, комфортный и эффективный обмен информацией. Когда я жил в Перми, мне даже при наличии широкого канала связи и полного арсенала средств коммуникации жутко не хватало живых встреч.

ОП: В одной из наших бесед я указала на то, что активность мероприятий спадает, а вы мне парировали, что их не становится меньше, просто их меньше освещают.

ПВП: Я не могу говорить за другие клубы, но в том, что касается Клуба 4CIO – он работает постоянно, без перерыва. Помимо прочего, опыт прошедших лет говорит, что крупных, массовых мероприятий, таких, как «Подмосковные Вечера», должно быть не больше двух в году. Людям неинтересно слушать все обо всем, их интересуют собственные проблемы – поэтому мы переключились на узкоспециализированные, отраслевые мероприятия. Алексей скажет точнее, но мне кажется, подобных мероприятий мы проводим порядка тридцати-сорока в год. Они различаются по формату, есть чисто деловые, есть связанные с отдыхом и общением.

ОП: Это именно то, что проводит ваш Клуб, я правильно понимаю?

АК: Мероприятия не высасываются из пальца, а организуются по необходимости, по запросам членов сообщества. Кого-то волнует какой-то вопрос. Он приходит к нам и говорит: «Давайте ее обсудим, поделимся с коллегами опытом, сделаем какие-то выводы». Мы организуем мероприятия именно по таким запросам. Или к нам приходят компании - например, в мае мы провели конференцию для ИТ-службы СИБУРа. И количество клубных мероприятий не уменьшается, просто вектор смещается на их полезность и интересность тематики.

ПВП: Конечно. Несколько серий заказных мероприятий, много еще чего. Клуб в первую очередь предназначен для того, чтобы яркие идеи получали широкую огласку в сообществе. Сейчас у нас новый Совет, у него новый председатель – Дима Алтухов, у нас огромное количество новых идей, и мы активно претворяем их в жизнь.

ОП: Вы поддерживаете отношения с другими клубами?

ПВП: Наверное, все-таки с людьми, а не с клубами. Мы очень разные – московские и региональные CIO, и у каждого сообщества свои интересы, проблемы и злободневные вопросы. То, что актуально у нас, может быть полной бессмыслицей у них. Здесь, опять же, лучше скажет Алексей.

АК: Мы серьезно разнесены географически, ведь Москва все-таки, как ни крути, финансовый центр страны. Ездить друг к другу - не наездишься. :) Мы, конечно, знаем друг про друга, общаемся в соцсетях, читаем новости, но на какой-то постоянной основе не встречаемся.

ОП: А с международными сообществами общаетесь?

ПВП: Борис Славин в свое время приглашал к нам на «Подмосковные» японцев, им было интересно, но организация подобных поездок – все-таки прерогатива СоДИТа. Мы, наверное, в основном не по этой части.

ОП: То есть Конгресс рассчитан в первую очередь на CIO московских компаний?

ПВП: Я бы не стал утверждать так однозначно, все-таки мы не привязаны к географии. Конгресс – для ключевых руководителей крупных компаний, в основном всероссийского и транснационального масштаба, занятых в обеспечении функций информационных технологий. Вне зависимости, от того, где люди живут. Просто Москва – крупнейший город в России, и большинство офисов этих компаний сосредоточены здесь.

АК: Конечно, Конгресс открыт для всех - приезжайте, нет проблем! Есть и специальные условия для иногородних ИТ-директоров. Каждый выбирает для себя.

ОП: CIO свойственно время от времени мигрировать, и новой должностью не обязательно оказывается место ИТ-директора. Бывают и те, кто переходит на другую сторону рынка. Они продолжают появляться на Конгрессе?

ПВП: Конечно! Сообщество ведь состоит из людей, а не из компаний.

АК: Кто как. Для кого тематика актуальна, кто просто хочет повидаться с товарищами - конечно, приезжают. Живой пример - Николай Прянишников. Работал в Microsoft, перешел в World Class, приедет на юбилейный Конгресс, причем не просто поиграть в футбол (а играет он прекрасно), но, возможно, выступит на какой-нибудь секции. Важно стремление человека - если ему нужно, он приезжает. Если интересы совсем сменились - то зачем ему это? :)

ОП: А вообще вы помогаете ИТ-директорам с трудоустройством? Сейчас ведь такое время, многие ищут новую работу.

ПВП: Я думаю, что помогаем не столько мы, сколько вовлеченность в общение. Те, кто постоянно вращаются в наших кругах, быстро расширяют круг общения, благодаря чему легче устраиваются на работу.

АК: Согласен, важно быть в среде, чтобы помогать собственному трудоустройству. Чем больше общаешься, тем больше у тебя шансов устроиться. Конечно, HR постоянно где-то рядом - на этом Конгрессе будет даже целая секция, посвященная HR.

ОП: Расскажите про традиции Клуба – регаты, еще что-то…

ПВП: Регаты – это уже скорее не клубная традиция, просто за время нашего общения многие получили права на управление катерами и яхтами, и теперь мы просто любим собраться и обменяться впечатлениями. Опять же, несмотря на наличие разнообразных трипадвайзеров, хочется все-таки получать информацию о местах отдыха от знакомых.

Постоянные мероприятия – футбол, фотоконкурс, вечерние мероприятия первого дня. Мне очень нравится формат воскресного вечера, когда приезжают только те, кто готов отдать этот вечер отдыха своим друзьям и коллегам. Спасибо им!

АК: Неизменным на всех Конгрессах остается ежегодный футбольный матч. За девять лет счет между командами «Клуба» и «Партнеров» - 5:4 в пользу команды Клуба. У «Партнеров» в этом году есть шанс сравнять счет - или позволить сопернику вырваться вперед.

ОП: Спасибо за интервью!

 
 
Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных