Регистрация

"Преимущество - офис в частном облаке" - интервью с Дмитрием Комиссаровым

11 февраля 2016 3097 0

Беседовал Алексей Кравченко.

 

Приветствую!

Привет.

Спасибо, что согласился на интервью. Надеюсь, что это - лишь одно из сотен твоих интервью. Но все-таки оно предназначено для аудитории твоих корпоративных заказчиков. Давай начнем с самого начала. Расскажи про свой опыт и предпосылки к созданию обсуждаемого продукта?

На самом деле на такой шаг меня сподвиг предыдущий опыт. Большую часть жизни я занимаюсь разработкой софта, хотя в течение некоторого времени пришлось выполнять и функцию CIO в системном интеграторе, страшно нарушая все принципы - получилось, что я одновременно руководил внутренним аутсорсером, оставаясь при этом CIO основного бизнеса. То есть я и заказывал, и получал.

Повторюсь, большую часть жизни я разрабатывал софт, начиная где-то с 1992 года. Первое, что мы делали - конвертировали шрифты TrueType из шрифтов PostScript.

MS-DOS? Или уже «форточки»?

Тогда уже появился Windows, но там еще не было TrueType. Делать их было некому, и на рынке их было не так много. Они были в CyrWin, продукте, которым занималась компания Steepler, основанную Андреем Чеглаковым - сейчас он является нашим основным акционером. Был также «Параграф», у которого было несколько шрифтов в русификаторе, и были мы с русификатором «Хамелеон» - получается, что на рынке было всего три конкурента. У меня тогда даже был метод знакомства с людьми. Приходя куда-нибудь, я обязательно обнаруживал на компьютере свою фамилию - у всех были ворованные шрифты, сконвертированные нами в TrueType, и там в качестве какого-то копирайта стояла моя фамилия. У нас даже была смешная история: мы посчитали, сколько бы мы заработали денег, если бы хотя бы 10% из тех, кто пользовался нашими шрифтами, честно их купили. Напоминает анекдот про зубные щетки и китайцев.

Когда-то мы купили «Лексикон» у «Микроинформа», которому его продал Евгений Веселов, сделали версию под Windows, в 1997 выпустили вместе с Тагиром Яппаровым, и в результате продали достаточно много копий. Все это я рассказываю, чтобы продемонстрировать основные корни своего развития в направлении продукта, которым занимаюсь сейчас.

Кроме того, я занимался, наверное, одним из первых корпоративных аутсорсеров в стране - DataFort в составе IBS. В остальном - софт, включая и опенсорсный; «Линуксом» я занимался вместе с нашим первым министром связи.

Идея, которой мы занимаемся сейчас, достаточно давняя. В 2008 году появилась идея второй инкарнации «Лексикона», я пришел с ней к Тагиру Яппарову и попросил продать мне «Лексикон». Тагир убедил меня позаниматься опенсорсным софтом, отодвинув эту идею на четыре года. Теперь же, три года назад, нашлось достаточное количество по-хорошему сумасшедших инвесторов, которые вложились в этот проект. Крым был еще не наш, тренд импортозамещения еще не расцвел, и основная наша идея была в понимании того, что развитие отрасли идет в сторону облаков, мобильности - и нашей ценностью стал офис в частном «облаке». Мы считаем, что эта концепция будет востребована во всем мире.

А как удалось вовлечь инвесторов? Ведь в этой среде достаточно высокая конкуренция.

Решиться конкурировать «в лобовую» - это серьезная заявка, и «респект» за нее нашим акционерам. Первым нашим инвестором был Алексей Басов, который вложился в несколько десятков проектов на рынке. Мне кажется, для него это способ диверсификации. Затем основным инвестором стал Андрей Чеглаков - я думаю, что для него интерес в первую очередь составляет не домашний рынок. Есть известный прогноз, гласящий, что мировой рынок office productivity (порядка 30 миллиардов долларов на сегодняшний день) продолжит расти, а доля облаков и мобильности, составляющая сейчас меньше 5%, в течение ближайших пяти лет вырастет до 50%. А это означает game change, те моменты, где можно отыгрывать свою долю рынка.

Кроме того, нельзя забывать и о случившемся тренде импортозамещения - благодаря ему мы немного изменили модель поведения, например, выпустили десктопное приложение, хотя изначально не собирались этого делать. Сейчас мы рассчитываем ударными темпами получить серьезную долю российского рынка, а также заявить о себе в Азии и Латинской Америке.

Окей, а давай поговорим про историю «Новых Облачных Технологий». Как формировалась команда? Какие принципы закладывались в разработку? Как она контролируется? Когда я смотрю на продукт, мне нравится простота, эффективность и функциональность. Кто этим занимается?

В команде есть три «костяка». Старая гвардия, занимавшаяся еще «Лексиконом» - это опыт и многолетние ноу-хау, и это важно. У нас есть люди, которые работали над QuickOffice - очень известный продукт, который впоследствии был выкуплен Google. Кроме того, у нас осталась и команда, работавшая в DataFort.

С точки зрения внутреннего построения, мы, наверное, крупнейшая команда, использующая Agile и Scrum. Все команды внутри работают по Scrum, несмотря на общепринятое мнение, что эта методология не подходит командам численностью свыше 100 человек - а у нас сейчас 210 разработчиков. Для меня, честно говоря, эта методология стала открытием - я привык, что предполагаемые сроки выпуска продукта нужно умножать на два. Нам удается с 90%-ной вероятностью указывать реальные, достижимые сроки. У каждого метода, конечно, есть плюсы и минусы, в данном случае они выражаются в определенных накладных расходах, однако имеем то, что имеем - мы точно знаем, какие фичи и когда выпустим, располагая при этом «быстрым циклом». Обновления могут выходить с частотой до полутора месяцев.

Кто определяет функционал?

Разумеется, product marketing - люди, которые определяют vision продукта. В данном случае этим занимаются сотрудники с опытом в таких компаниях, как Microsoft и Intel. Мы исходим из идеи упрощения, опираясь на известную статистику - 90% пользователей Microsoft Office используют около 10% его функционала. 99% используют 20% функционала. 60% функционала не использует никто. 

Мы же играем game change, стремясь использовать «облака» и мобильность. Там интерфейс должен быть очень простым, тем более что пока никто не научился удобно редактировать тексты на смартфоне. Есть классическая история, которую мы рассказываем. Самый популярный редактор текста на iPhone - это «Заметки». Люди копируют текст из других редакторов в «Заметки» и работают в них, потому что это удобнее всего.

Команда у нас разбросана территориально, креативный директор в Петербурге, есть разработчики в Харькове, дизайнеры в Москве. Могу сказать, что наш креативный директор - он крут. :)

В чем ты видишь преимущество продукта «МойОфис» по сравнению с аналогичными бесплатными и условно-бесплатными приложениями? Есть ли аргументация для существующих пользователей, кроме того факта, что «МойОфис» есть в госреестре?

Если мы говорим про корпоративный сегмент - здесь основным преимуществом является частное облако, которого нет у Google и Microsoft. Даже несмотря на то, что существуют известные методы разворачивания веб-приложений в дата-центре, частным облаком их продукты все равно не обзаводятся - основная обработка так или иначе производится на их мощностях. У веб-приложения другая функциональность, оно не масштабируется и не предназначено служить частным облаком. Про мобильные приложения речи вообще не идет - в этом сценарии их работа невозможна. Если говорить про опенсорсные продукты, то здесь проблема упирается в разработчиков, и убедить девелоперов LibreOffice что-то изменить - это целое искусство, не всегда помогают даже деньги. Даже сейчас там существуют глупые ошибки, которые никто и не собирается исправлять. Соответственно, опенсорсное решение у себя можно использовать, если ты настроишь на него свой workaround. Корпоративной поддержки не получить. С этой точки зрения мы являемся тем самым вендором, который готов работать на заказчика. Кроме того, LibreOffice не предназначен для работы с облаком и не работает на мобильных устройствах - есть порт на Android, но он практически недееспособен. Причины опять же просты: значительная часть LibreOffice написана на Java, а всего языков программирования в нем используется семнадцать. Дизайн - ровно та же проблема. Коммьюнити опенсорсных продуктов состоит из программистов, а дизайнеров туда затянуть намного сложнее.

Давай поговорим о том, что всех волнует - цена. У тебя есть очень хороший опыт, ты можешь предложить разумные корпоративные прайсы, и внутри любого корпоративного бюджета MS Office отжирает огромные доли.

Есть интересный момент. Office приносит Microsoft треть дохода и 65% прибыли. Что касается нас - мы знаем, что происходит в Microsoft, и можем уверенно заявить, что наш продукт дешевле на 40-50%.

Я посмотрел - вроде бы есть три версии, у меня правильная информация?

Ты знаешь, к сожалению, сейчас версий будет восемнадцать. Мы столкнулись с проблемой: некоторые журналисты поступают недобросовестно. Условно говоря, они берут нашу самую дорогую версию и сравнивают с самым дешевым западным аналогом. Мы были вынуждены зайти на сайт Microsoft и построить примерное соответствие наших продуктов американским - для сравнения.

К тому же вы не привязаны к доллару, все расходы рублевые?

Именно так. Софт и компьютеры, которые мы покупаем, не входят в это множество - в остальном расходы рублевые.

Расскажи, пожалуйста, как планируется осуществление поддержки для корпоративного рынка. Как формируется корпоративный прайс-лист? И еще - основные продажи идут через партнерскую сеть или своими силами?

Важный момент - мы сами не продаем ничего, мы классический вендор. Частное лицо или предприятие может купить у Microsoft продукт Office365 напрямую - мы же не осуществляем прямых продаж.

Техническая поддержка распределяется между нами и партнерами. Основную поддержку, естественно, оказываем мы. Если у партнера контракт, подразумевающий присутствие на рабочем месте или с приходящим администратором - это то, что партнер делает сам. Мы заинтересованы в том, чтобы маржа партнера поднималась. Даже в ситуациях, когда поставки проходят через кого-то, мы отдадим техподдержку партнеру. Третью линию всегда предоставляем мы, и автоматическая поддержка тоже входит в нашу компетенцию. Офис поддержки у нас в Петербурге…

Конечно, сейчас наметился тренд переезда туда, особенно после передислокации Газпромнефти…

Мне кажется, что у нас просто стоянки стали подороже. :) Я какое-то время проработал в Лондоне, поэтому мои ожидания от развития ситуации с парковками сильно завышены. :)

Кто сейчас партнеры? Как планируется развитие отношений с ними? Есть ли понятие лицензии?

Разумеется, такое понятие есть, хотя мы в первую очередь заинтересованы в продаже подписок. Классическая лицензия не подразумевает обновлений, а без них сейчас практически невозможно работать.

Что касается модели, мы сейчас заключили соглашения с четырьмя дистрибьюторами.

А зачем вам дистрибьюторы?

Так ведь мы же не только облаком занимаемся, коробки у нас тоже есть! Да и облако - все равно нужен человек, который проинсталлирует его на компьютер.

Это интегратор.

Это партнер. Интегратор в крупных проектах, а в условном Усть-Урюпинске это будет партнер дистрибьютора - люди, которые приходят ножками на последнюю милю и показывают, как установить и запустить. Если говорить про классическую историю с крупными корпоративными заказчиками - мы заключили соглашение с «Корус Консалтинг», на этой неделе объявили о партнёрстве с КРОК, прорабатываем ряд других взаимоотношений.

С кем, например?

С теми, кто работает по Microsoft, примерно пятнадцать-двадцать крупных партнеров. Тут все довольно просто, за исключением некоторых специально заточенных компаний, все понимают, что у нас будет довольно много потребителей - поэтому крупные партнеры приходят сами.

Скажи навскидку - сколько еще нужно времени, чтобы сказать самому себе: «Продукт получился, остались бантики и развитие»? Три года разработки, что дальше по плану? Куда надо дойти?

То, что мы выпускаем в феврале, удовлетворяет примерно 80% пользователей. Чтобы дойти до уровня, на котором мы сможем конкурировать с Microsoft, я думаю, нам потребуется этот год. Мы охватим большую часть пользователей - причем есть пользователи, которых мы не хотим охватывать. Пример: я сам делаю финансовые модели  в Excel для Windows - не для Mac. Потому что их можно сделать только там. Мы не хотим охватывать эту нишу, потому что таких пользователей очень мало. Тем более что мы не агитируем избавиться от Microsoft совсем. Мы не делаем финансовые надстройки, мы не делаем макросы. Будет возможность работать скриптами с API, но классических макросов не будет.

Наверное, чтобы говорить, что мы сделали большую часть того, что хотели, потребуется еще год. Но нас интересует в первую очередь мобильность. Мы делаем на внешние рынки совершенно другие продукты, завязанные в основном на collaboration - об этом я не могу пока рассказывать.

А что касается охвата платформ, как обстоят дела?

Когда мы начинали «МойОфис», нам было важно не использовать какой-либо предыдущий код. Мы придумали новую архитектуру, которая укладывается в наше видение ближайшего будущего: мы уверены, что появятся новые мобильные платформы, поэтому мы используем кроссплатформенное ядро, которое «приземляем» на конкретную платформу. Работаем на Windows, начиная с XP, работаем на трех сертифицированных линуксах, есть бета-версия на Mac, которую пока не шлифовали. Почта есть на веб-платформе и на мобильных устройствах: iOS, Android, Tizen. Что касается последней, мы пока не знаем - будет Samsung играть эту карту всерьез или нет, и пока не готовы много вкладывать в это направление.

Я верю в прогноз, который гласит, что через 3-5 лет у половины людей не будет компьютера - они ограничатся мобильным устройством и неким умным телевизором или панелью. Компьютер нужен тем, кто занимается генерацией контента - остальные (порядка 70%) в основном занимаются серфингом в сети. Однако эти 70% все равно регулярно получают документы и вынуждены с ними что-то делать - там и лежит аудитория.

Какими мощностями вы располагаете? На что будет опираться облачный офис?

Мы не планируем создавать новый Google Docs или Office365. Поэтому нам не нужны большие мощности, мы ориентированы на развертывание у партнера. Мы хотим, чтобы облако разворачивал у себя всегда партнер, мы не хотим разворачивать его у себя. Существует ряд мер для контроля партнерских продаж, направленных на получение положенных лицензионных отчислений от каждого партнера.

А что с почтой? Есть какой-то сервер типа Exchange или нет?

Мы разработали свой почтовый сервер. В этом году мы поменяем Exchange в нескольких российских регионах на сервер МойОфис. Мы изучали open source и поняли, что корпоративного класса в области почты нет. У нас почта лежит в облаке, оно три раза зарезервировано в соответствии с уровнем корпоративной защиты. Понятно, что мы не повторяем уровень Exchange - у нас есть календарь, задачи, иерархический каталог контактов, в ближайший месяц запускаем мессенджер, в котором появится голос и видео. 

А зачем мессенджер? Сейчас же их и так слишком много.

Один из наших клиентов говорит: «У меня десять тысяч подчиненных и пятьсот списков рассылки в Telegram, и что с ними делать - я не знаю». А списки рассылки должны формироваться из твоего корпоративного каталога, они должны быть иерархическими. И такого функционала ни у одного мессенджера просто нет.

И твои специалисты, имеющие опыт работы с высоконагруженными системами, работают в этом направлении? Вроде бы эта область и есть самая высоконагруженная.

Самые нагруженные - это облако и серверы приложений. Почта - это очень просто. У нас есть сервер приема-отправки, который забирает в почту и убирает ее сразу в облако. А с самими процессами пересылки используются стандартные протоколы, тут никуда не денешься.

Я очень рад, что у нас появилась команда, сделавшая замечательный продукт - востребованный и представляющий собой живую альтернативу. От себя и от лица сообщества хочу пожелать тебе удачи, развития бизнеса, и больших прибылей в скором времени. Спасибо большое за интервью!

Что касается сообщества, здесь интересная ситуация. CIO - самые большие наши сторонники, но вместе с тем они же являются и главными противниками. Понятно, что мы получаем большое количество негатива от ИТ-директоров - любая замена, любое изменение всегда встречает сопротивление, тем более что наш менталитет давно и привычно недоверчив ко всему российскому. С этой точки зрения будет очень интересно понаблюдать за реакцией на готовый продукт.

Я думаю, что двух-трех серьезных референсов со счастливыми клиентами достаточно, чтобы ИТ-директора стали твоими самыми лучшими помощниками.

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных